Стадии развития действия в художественном произведении
Экспозиция (от лат. expositio — изложение)
Часть, в которой обрисованы место, время и положение персонажей перед началом действия
Бывает прямой (перед завязкой, в начале произведения) и задержанной (после завязки, в середине или конце произведения, например, биография Чичикова в одиннадцатой главе «Мертвых душ» Н. В. Гоголя)
Завязка
Событие, послужившее началом возникновения и развития конфликта; определяет все последующее развитие действия (сообщение Городничего о приезде ревизора в «Ревизоре» Н. В. Гоголя)
Кульминация (от лат. culmen — вершина)
Вершина конфликта, момент предельного обострения противоречий. После кульминации действие идет на спад (признание Катерины в «Грозе» А. Н. Островского)
В произведениях с множеством сюжетных линий может быть не одна, а несколько кульминаций
Развязка
Заключительный эпизод в развитии действия, разрешение конфликта или указание на возможные пути его решения
Развязка может быть трагичной («Гамлет» У. Шекспира, «Гроза» А. Н. Островского) или благополучной («Капитанская дочка» А. С. Пушкина)
Эпилог (от греч. epilogos — послесловие)
Рассказ автора о дальнейшей судьбе героев («Отцы и дети» И. С. Тургенева, «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, «Война и мир» Л. Н. Толстого). Эпилог всегда расположен в конце произведения
Лирическое отступление
Авторское рассуждение, выражающее отношение к изображаемому или имеющее к нему косвенное отношение («Евгений Онегин» А. С. Пушкина, «Мертвые души» Н. В. Гоголя) Внесюжетный элемент произведения, может принимать форму воспоминаний, обращений автора к читателям.
Душа ребенка – чистая слеза
В ней и тепло, и свет, и откровенье
А искренность, доверчивость в глазах
И ожиданье доброго общенья.
Но чтобы душу детскую понять
При этом не поранить , не обидеть
Как много сил нам надо отдавать
И чутким быть, и многое предвидеть