Стадии развития действия в художественном произведении
Экспозиция (от лат. expositio — изложение) | Часть, в которой обрисованы место, время и положение персонажей перед началом действия |
Бывает прямой (перед завязкой, в начале произведения) и задержанной (после завязки, в середине или конце произведения, например, биография Чичикова в одиннадцатой главе «Мертвых душ» Н. В. Гоголя) | |
Завязка | Событие, послужившее началом возникновения и развития конфликта; определяет все последующее развитие действия (сообщение Городничего о приезде ревизора в «Ревизоре» Н. В. Гоголя) |
Кульминация (от лат. culmen — вершина) | Вершина конфликта, момент предельного обострения противоречий. После кульминации действие идет на спад (признание Катерины в «Грозе» А. Н. Островского) |
В произведениях с множеством сюжетных линий может быть не одна, а несколько кульминаций | |
Развязка | Заключительный эпизод в развитии действия, разрешение конфликта или указание на возможные пути его решения |
Развязка может быть трагичной («Гамлет» У. Шекспира, «Гроза» А. Н. Островского) или благополучной («Капитанская дочка» А. С. Пушкина) | |
Эпилог (от греч. epilogos — послесловие) | Рассказ автора о дальнейшей судьбе героев («Отцы и дети» И. С. Тургенева, «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, «Война и мир» Л. Н. Толстого). Эпилог всегда расположен в конце произведения |
Лирическое отступление
Авторское рассуждение, выражающее отношение к изображаемому или имеющее к нему косвенное отношение («Евгений Онегин» А. С. Пушкина, «Мертвые души» Н. В. Гоголя)
Внесюжетный элемент произведения, может принимать форму воспоминаний, обращений автора к читателям.
Внесюжетный элемент произведения, может принимать форму воспоминаний, обращений автора к читателям.