Стихосложение
Стихосложение - способ организации звукового состава стихотворной речи
Системы стихосложения
Тоническое
Системы стихосложения
Тоническое
Основано на упорядоченном появлении ударных слогов в стихе, количество безударных произвольно. Простейшая форма акцентной системы (ХУ11 — ХУШ вв.). Характерно для стихов былин:
«Как у славного у города Чернигова
Нагнано тут силы много-множество...»
(«Илья Муромец и Соловей-разбойник»)
«Как у славного у города Чернигова
Нагнано тут силы много-множество...»
(«Илья Муромец и Соловей-разбойник»)
Силлабическое (слоговое)
Основано на примерно одинаковом числе слогов. Расположение ударных слогов в строке относительно свободно. Распространено в языках с фиксированным ударением. В русском языке ударение разноместное, поэтому стихотворения выглядели тяжеловесными. Использовали силлабику Симеон Полоцкий, Феофан Прокопович, А. Д. Кантемир, ранний В. Тредиаковский.
«Начну на флейте | стихи печальны;
Зря на Россию I чрез страны дальны»
(В. Тредиаковский «Стихи похвальные России»)
Силлабо-тоническое
Стихосложение, основанное на упорядоченном чередовании ударных и безударных слогов в стихе. Введено реформой М. В. Ломоносова и В. Тредиаковского. Распространено в России с 30-х гг. XVIII в. Наиболее органично для русского языка. В XX в. господствовала силлаботоника и чистая тоника (развиваются дольник, свободный стих).
«Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?»
(Ф. И. Тютчев «Silentium!»)
Основано на примерно одинаковом числе слогов. Расположение ударных слогов в строке относительно свободно. Распространено в языках с фиксированным ударением. В русском языке ударение разноместное, поэтому стихотворения выглядели тяжеловесными. Использовали силлабику Симеон Полоцкий, Феофан Прокопович, А. Д. Кантемир, ранний В. Тредиаковский.
«Начну на флейте | стихи печальны;
Зря на Россию I чрез страны дальны»
(В. Тредиаковский «Стихи похвальные России»)
Силлабо-тоническое
Стихосложение, основанное на упорядоченном чередовании ударных и безударных слогов в стихе. Введено реформой М. В. Ломоносова и В. Тредиаковского. Распространено в России с 30-х гг. XVIII в. Наиболее органично для русского языка. В XX в. господствовала силлаботоника и чистая тоника (развиваются дольник, свободный стих).
«Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?»
(Ф. И. Тютчев «Silentium!»)