Стихотворный размер
Метр (принцип чередования ударных и безударных слогов) и число стоп (минимальное повторяющееся число ударных и безударных слогов)
Размеры силлабо-тонической системы стихосложения
Двухсложные | Трехсложные | ||
Ямб | — —́ | Дактиль | —́ — — |
Хорей (трохей) | —́ — | Амфибрахий | — —́ — |
Пиррихий | — — | Анапест | — — —́ |
Спондей | — — |
Ямб | Двусложная стопа, в которой ударный слог следует за безударным | «Учисъ у них — у дуба, у березы. Кругом зима. Жестокая пора!» (А. А. Фет) — —́ | — —́ | — —́ | — —́ | — —́ | — — —́ | — —́ | — —́ | — —́ | — —́ | |
Хорей | Двусложная стопа, в которой безударный слог следует за ударным | «Ночевала тучка золотая На груди утеса-великана...» (М. Ю. Лермонтов) —́ — | —́ — | —́ — | —́ — | —́ — | —́ — | —́ — | —́ — | —́ — | —́ — | |
Дактиль | Трехсложная стопа с ударением на первом слоге | «Как хорошо ты, о море ночное, — Здесъ лучезарно, там сизо-темно...» (Ф. И. Тютчев) —́ — — |—́ — — |—́ — —| —́ — —́ — — | —́ — —|—́ — —| — |
Амфибрахий | Трехсложная стопа, в которой ударный слог находится между двумя безударными | «И скучно, и грустно, и некому руку податъ В минуту душевной невзгоды...» (М. Ю. Лермонтов) — —́ — | — —́ — | — —́ — | — —́ — | — —́ — —́ — | — —́ — | — —́ — | |
Анапест | Трехсложная стопа: два первых слога — безударные, а последний — ударный | «Что ты жадно глядишъ на дорогу В стороне от веселых подруг?» (Н. А. Некрасов) — — —́ | — — —́ | — — —́ | — — — —́ | — — —́ | — — —́ | |
Логаэды | Стихи, в которых сочетаются двухсложные и трехсложные стопы | «Сегодня дурной день: Кузнечиков хор спит, И сумрачных скал сень — Мрачней гробовых плит» (О. Э. Мандельштам) — —́ | — — —́ | — — —́ | — — —́ | — |
Дольник
Переходная форма от силла-бического стиха к тоническому. Основан на счете ударных слогов при произвольном между ними количестве безударных (от нуля до двух). Распространен в поэзии ХХ в. (А. А. Блок, А. А. Ахматова)
«Девушка пела в церковном хоре
О всех усталых в чужом краю,
О всех кораблях, ушедших в море,
О всех, забывших радость свою»
(А. А. Блок)
О всех усталых в чужом краю,
О всех кораблях, ушедших в море,
О всех, забывших радость свою»
(А. А. Блок)
Верлибр (свободный стих)
Стихотворный размер, не учитывающий число и порядок расположения ударных и безударных слогов, а опирающийся на интонационную соизмеримость строк. Не предполагает размера, рифмы, упорядоченных по длине строф. Был популярен в ХХ в., особенно в авангарде. Писали верлибром А. А. Блок, Вс. Некрасов, И. Холин, А. Белый, У. Уитмен, А. Рембо, П. Верлен и др.
«Она пришла с мороза,
Раскрасневшаяся,
Наполнила комнату
Ароматом воздуха и духов,
Раскрасневшаяся,
Наполнила комнату
Ароматом воздуха и духов,
Звонким голосом
И совсем неуважительной к занятиям Болтовней»
(А. А. Блок)
И совсем неуважительной к занятиям Болтовней»
(А. А. Блок)
Акцентный стих
«Не верю, что есть цветочная Ницца!
Мною опять сла-вословятся
Мужчины, залежанные, как больница,
И женщины, истрепанные, как пословица»
(В. В. Маяковский)
Мною опять сла-вословятся
Мужчины, залежанные, как больница,
И женщины, истрепанные, как пословица»
(В. В. Маяковский)
Белый стих
Нерифмованный стих, обладающий, в отличие от свободного стиха, определенным размером. Выделяют белый ямб, белый дольник и т. д. Часто использовался в конце XVIII — нача¬ле XX в.
«Давно или недавно, сам не знаю,
«Давно или недавно, сам не знаю,
Но с той поры лишь только знаю цену
Мгновенной жизни, только с той поры
И понял я, что значит слово счастье»
(А. С. Пушкин)
Мгновенной жизни, только с той поры
И понял я, что значит слово счастье»
(А. С. Пушкин)