Николай Васильевич Гоголь детские годы провел на Украине, в родном
имении Васильевка, наведываясь вместе с родителями в окрестные поместья
Диканька и Кибинцы, где была обширная библиотека и домашний театр.
Источником сильных переживаний мальчика стали исторические предания,
украинские думы и библейские сюжеты. С детства писатель видел жизнь
украинского народа в двух планах - фантастическом и реальном, именно так
представлена она и в сборнике повестей «Вечера на хуторе близ
Диканьки».
Рассказы пасечника
Одной из особенностей «Вечеров» является присутствие в них нескольких
повествующих голосов: дьячка Фомы Григорьевича, приезжего Курочки и
самого пасечника Рудого Панько. Гоголь ввел повествователей для того,
чтобы его повести об украинской жизни были восприняты читателями как
истории, созданные народной фантазией и отражающие народную поэзию.
Рудый Панько прост и лукав, смел и горд, он знает цену острому слову. В
том, как он воспринимает и оценивает явления действительности,
проявляется и взгляд на них самого Гоголя. В «Страшной мести» нет намека
на веселье и юмор. В уста Панько вложен не смех, а и народная
нравственность и мудрость...
«Страшная месть»
Эта повесть отличается от других произведений сборника «Вечера на
хуторе близ Диканьки» серьезным и мистическим настроением. События
реальной истории первой половины XVII века - отважная борьба украинского
народа против польской шляхты - причудливо переплетаются с элементами
фольклорной легенды и сказки. В центре повести - атаман казачьего полка
Данила Бурульбаш, смелый и решительный боец, стоит за вольность Родины,
он не боится ни чертей, ни иной нечисти. Но предок его жены Катерины
совершил ужасное преступление, и даже столетия не стирают след давнего
братоубийства. Над их родом тяготеет ужасное проклятие. Отец Катерины -
колдун, нарушитель нравственных основ и законов. Он убивает свою жену,
дочь, внука, зятя. Он не только богоотступник, но и предатель - заключил
союз с врагами Родины, изменил вере своих отцов. И поэтому этот великий
грешник осуждается на вечные мучения.
Тема и идея произведения
Тема литературного произведения - это ответ на вопрос: «о чем
произведение?», а идея говорит о том, что хотел сказать этим
произведением автор. Тема повести «Страшная месть» - борьба добра и зла.
Главная мысль, идея повести заключается в том, что всё зло, причиненное
человеком то ли самому себе, то ли другим людям, нарушает в мире
хрупкое равновесие гармонии, а потому - наказуемо. Название
«Страшная месть» объединяет тему и идею повести - месть страшна тем, что
открывает злу путь в человеческий мир. И на этом ли свете, на том ли, а
возмездие придёт и порой нежданно-негаданно, став тем самым уроком всем
людям.
Сюжет и композиция повести
«Страшная месть» - произведение с захватывающим сюжетом, который
наполнен авторскими описаниями и отступлениями. Действие развивается как
бы скачками, заставляя читателя всё время пребывать в душевном
напряжении, беспокоиться о судьбах героев до тех пор, пока слепой
музыкант не пропоёт своей были давно минувших дней ... Весь секрет - в
композиции, части которой умышленно переставлены автором с таким
учётом, чтобы читатель до конца оставался внимательным к повествованию. Н.В.
Гоголь выстраивает композицию таким образом, что экспозиция и завязка
действия представлены в конце повествования, после развязки, в виде
песни слепого бандуриста, разъясняющей причины и последствия
происходивших событий. Такая композиция называется ретроспективной.
Язык произведения
Язык этой повести отличается фольклорным, песенным складом. Некоторые
части повести написаны ритмической прозой. Это особенно заметно в боевых
сценах, когда «гуляют мечи, летают пули, ржут и топочут кони... мечется
в глаза золотой пояс на синем жупане; вихрем вьется грива вороного
коня...». Часть фрагментов - например, причитания Катерины над телом
мужа, образы и отдельные сравнения, заимствованы писателем из народных
песен и дум. Через богатство языка Гоголь показал душевную силу народа, его глубокую человечность, глубину и полноту его чувств.
Днепр
Если внимательно прочесть повесть, то можно заметить, что очень часто
Гоголь отступает от повествования и переходит к описаниям Днепра. Река
живёт вместе с героями и их переживаниями, и одновременно ведёт свою
собственную жизнь.
Днепр выступает тут не просто рекой «без
конца в длину, без меры в ширину», а своеобразной границей с
потусторонним миром. Каждый раз, когда он упоминается в тексте,
происходит встреча двух миров: этого с тем. Днепр сводит вместе два
мира, сам не принадлежа ни к одному из них, а наоборот, как бы охватывая
весь мир: «звёзды горят и светят над миром и все разом отдаются в
Днепре», «всех их держит Днепр в тёмном лоне своём».
Душа ребенка – чистая слеза
В ней и тепло, и свет, и откровенье
А искренность, доверчивость в глазах
И ожиданье доброго общенья.
Но чтобы душу детскую понять
При этом не поранить , не обидеть
Как много сил нам надо отдавать
И чутким быть, и многое предвидеть