Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 22.04.2021, 21:20

Меню сайта
Методическая копилка
Обучающимся
Праздники сегодня
Информер праздники сегодня
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Строение и значение словосочетаний.

     Чтобы успешно усвоить материал этого урока, необходимо знать, чем сочинительные союзы отличаются от подчинительных, иметь представление о том, что такое грамматическое значение.

 Укажите, какие союзы являются сочинительными?
    а) так как, чтобы
    б) или, но
    в) потому что, зато
    г) да, так как

Строение словосочетаний.

     Словосочетание - это сочетание двух (и более) самостоятельных слов, связанных между собой по смыслу и грамматически. По характеру связи между словами словосочетания делятся на сочинительные и подчинительные.

Строение словосочетания.
Словосочетания


Сочинительные
Подчинительные
День  и  ночь
сущ.  +  сущ.

День и ночь в полях бушевала вьюга.
(однородные обстоятельства)
Решаем     задачи
глаг.       +   сущ.

На занятиях мы решаем задачи из нового учебника.
      (сказуемое и дополнение)

Сочинительные словосочетания состоят из равноправных слов, а в подчинительных словосочетаниях всегда можно выделить главное и зависимое слова.

Сочинительные и подчинительные словосочетания

     Сочинительная связь объединяет равноправные слова, и основным средством связи здесь будут являться сочинительные союзы (И, ИЛИ, НО и др.). Сочинительные словосочетания состоят из слов, относящихся к одной части речи. В предложении сочинительные словосочетания образуют ряды однородных членов предложения. В сочинительных словосочетаниях от одного слова к другому нельзя задать вопрос.
Подчинительные словосочетания  могут состоять из слов разных  частей речи,  являющихся разными членами предложения. Одно из слов в подчинительном словосочетании будет главным, другое -  зависимым. Узнать, какое слово является главным, а какое - зависимым, можно, если от одного слова в словосочетании к другому задать вопрос.  Слово, от которого задан вопрос, всегда будет главным, а слово, к которому  направлен вопрос - зависимым.
Попробуйте, выполняя упражнение, распределить сочинительные и подчинительные словосочетания по столбикам таблицы.
 
Упражнение №1
Распределите словосочетания по столбикам таблицы.

Сочинительные
Подчинительные



Подберезовики и подосиновики, черный и белый, осенний, но теплый; широкополая шляпа, пить чай, вверх и вниз, глубокое море, дождь или снег, книги и журналы, закончил школу, физика и химия, вошел медленно, яркий свет.

Укажите верное утверждение.

1) В подчинительных словосочетаниях нельзя выделить ни главного, ни зависимого слова.
2) В подчинительных словосочетаниях всегда можно выделить главное и зависимое слова.
3) И в подчинительных, и в сочинительных словосочетаниях всегда можно выделить главное и зависимое слова.
4) В сочинительных словосочетаниях всегда можно выделить главное и зависимое слова.

Грамматическое значение словосочетания.

     Словосочетание, как и слово, имеет общее грамматическое значение, но в отличие от слов, у словосочетаний это значение более конкретно, определенно. Например, сравните значение  слова СВЕТ и словосочетания ЯРКИЙ СВЕТ. Это слово обозначает предмет, а словосочетание не только предмет, но и его признак. Словосочетания могут выражать очень много разных грамматических значений. Мы рассмотрим лишь некоторые из них.
 
Грамматическое значение словосочетаний

     1. Значения словосочетаний связаны с их строением. Такие словосочетания, как ЯРКИЙ СВЕТ, БОЛЬШОЙ ДОМ, ИНТЕРЕСНАЯ КНИГА,  состоящие из существительного и прилагательного, выражают общее  грамматическое значение: указывают предмет и его признак.

     2. Словосочетания  ПОСТРОИТЬ ДОМ, ЧИТАТЬ КНИГУ, РЕШАТЬ ЗАДАЧУ и похожие, состоящие из глагола и существительного, имеют другое грамматическое значение: они указывают действие и предмет, на который оно переходит.

      3. Если же словосочетания состоят из  глагола и  наречия, например, БЕГАТЬ БЫСТРО, ГОВОРИТЬ ГРОМКО, ПИСАТЬ ГРАМОТНО, то  их грамматическим значением будет указание действия и его признака.
Выполняя следующее упражнение, распределите словосочетания по столбикам таблицы в соответствии с их грамматическим значением.

Грамматическое значение словосочетаний

Грамматическое значение словосочетания
Примеры
 Предмет и его признак
 большой дом, яркий свет, интересная книга
 Действие и предмет
 построить дом, читать книгу, решать задачу
Действие и его признак
 бегать быстро, говорить громко, писать грамотно

Грамматическое значение словосочетания зависит от его строения, от того, к каким частям речи принадлежат слова, составляющие словосочетания.

 Упражнение №2
Распределите словосочетания по столбикам таблицы в соответствии с их грамматическим значением.

Предмет и его признак
Действие и предмет
Действие и его признак




Ошибаться редко, синее небо, идти уверенно, пилить дрова, искать клад, смотреть фильм, опасный поворот, спорное высказывание, идти навстречу, топить печь, горный воздух, быстро доехать.

Продолжите предложение: Грамматическое значение словосочетания зависит от того…

1) являются ли слова, составляющие словосочетание, однородными членами;
2) к каким частям речи принадлежат слова, составляющие словосочетание;
3) какими членами предложения являются слова, составляющие словосочетание;
4) сколько слов входит в словосочетание.

    Выводы.

Словосочетание – это сочетание двух (или более) слов, связанных между собой по смыслу и грамматически. По характеру связи словосочетания бывают сочинительные и подчинительные.
Грамматическое значение словосочетания зависит от того, к каким частям речи принадлежат слова, составляющие словосочетания.

Выполните тест.

1. Укажите верное определение.

а) словосочетание – это сочетание двух (или более) самостоятельных слов, связанных между собой по смыслу и грамматически.
б) словосочетание – это то же самое, что и предложение.
в) словосочетание – это сочетание двух (не более) самостоятельных слов, связанных между собой по смыслу и грамматически.
г) словосочетание – это соединение слов одной части речи.

2. Продолжите предложение: Сочинительные словосочетания состоят из…

а) главного и придаточного слова
б) равноправных слов
в) однородных слов
г) из главного и зависимого слова

3. Укажите строку, в которой записаны только сочинительные словосочетания.

а) березы и осины; раннее утро
б) было тихо; дождь и снег
в) реки и озера; тонкий, но прочный
г) услышали шум; скрип дверей

4. Какое словосочетание обозначает действие и предмет, на который оно переходит.

а) грибы и ягоды
б) открывать окно
в) пасмурный день
г) быстро соображать

5. Продолжите предложение: Однородными членами предложения являются слова из…

а) подчинительного словосочетания
б) любого словосочетания
в) сочинительного словосочетания
г) словосочетания, в котором слова принадлежат к разным частям речи.












Вход на сайт

Поиск
Алексеева Т.Н.
***
Душа ребенка – чистая слеза
В ней и тепло, и свет, и откровенье
А искренность, доверчивость в глазах
И ожиданье доброго общенья.
Но чтобы душу детскую понять
При этом не поранить , не обидеть
Как много сил нам надо отдавать
И чутким быть, и многое предвидеть
Международный конкурс
Всероссийский конкурс
Календарь
«  Апрель 2021  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930
Друзья сайта
Официальный блог
Сообщество uCoz
База знаний uCoz
Наш опрос
Оцените мой сайт

Всего ответов: 429

Кто посетил сайт?

Всего ответов: 429

Электронный журнал

ГИС "Образование Югры"
Погода
Рекомендую



Copyright MyCorp © 2012 - 2021