Строфа - определенным образом организованное сочетание стихов (поэтических строк), объединенных общей рифмовкой; является единым ритмико-синтаксическим целым. Строфы разделяются большой паузой, завершением рифменного ряда.
Виды строф
Двустишие — строфа, состоящая из двух стихов
«Порода красоты лицу не придает: В селе и в городе цветок равно цветет» (А. П. Сумароков)
Четверостишие — строфа, состоящая из четырех стихов
«В те времена, когда роились грезы В сердцах людей, прозрачны и ясны, Как хороши, как свежи были розы Моей любви, и славы, и весны!» (И. Северянин)
Октава — 8-стишная строфа с рифмовкой abababcc
«Октябрь уж наступил — уж роща отряхает Последние листы с нагих своих ветвей; Дохнул осенний хлад — дорога промерзает. Журча еще бежит за мельницу ручей, Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает В отъезжие поля с охотою своей И страждут озими от бешеной забавы, И будит лай собак уснувшие дубравы» (А. С. Пушкин)
Терцины (терцеты) — трехстишные строфы. Стихотворение, написанное терцинами, заканчивается отдельно стоящим стихом и имеет следующую рифмовку: aba bcb cdc ... xyx yzy z. Так написана «Божественная комедия» Данте Алигьери
«Из зала в зал иду свершать завет, Гоним тоскою страсти безначальной, — Так сострадай и помни, мой поэт: Я обречен в далеком мраке спальной, Где спит она и дышит горячо, Склонясь над ней влюбленно и печально, Вонзить свой перстень в белое плечо!» (А. А. Блок)
Онегинская строфа — 14-строчное стихотворение, включающее все виды рифмовки: аЬаЬ ссdd effe gg
Онегинской строфой написан «Евгений Онегин» А. С. Пушкина
Одическая строфа — строфа, состоящая из десяти стихов, с рифмовкой ababccdeed. Употреблялась в торжественных одах
«Ты цепь существ в Себе вмещаешь, Ее содержишь и живишь; Конец с началом сопрягаешь И смертию живот даришь. Как искры сыплются, стремятся, Так солнцы от Тебя родятся; Как в мразный, ясный день зи¬мой Пылинки инея сверкают, Вратятся, зыблются, сияют, Так звезды в безднах под Тобой» (Г. Р. Державин)
Душа ребенка – чистая слеза
В ней и тепло, и свет, и откровенье
А искренность, доверчивость в глазах
И ожиданье доброго общенья.
Но чтобы душу детскую понять
При этом не поранить , не обидеть
Как много сил нам надо отдавать
И чутким быть, и многое предвидеть