Стилистические фигуры
Анафора (единоначатие) | Это повторение отдельных слов или оборотов в начале отрывков, из которых состоит высказывание. | Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид. (А.С.Пушкин) |
Эпифора | Вынесение одних и тех же слов или словосочетаний в конце соседних стихов, или строф, или прозаических абзацев | Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник? (Гоголь). Струится нетихнущий дождь, томительный дождь (В.Брюсов) |
Антитеза | Ярко выраженное противопоставление понятий или явлений. Антитеза противопоставляет разные объекты | Дома новы, да предрассудки стары. (А.Грибоедов) |
Оксюморон | Сочетание прямо противоположных по смыслу слов с целью показать противоречивость, сложность ситуации, явления, объекта. Оксюморон приписывает противоположные качества одному предмету или явлению. | Есть тоска весёлая в алостях зари. (С.Есенин). Наступило вечное мгновение. (А.Блок). Нагло скромен дикий взор. (Блок) Новый год я встретила одна. Я, богатая, была бедна. (М.Цветаева) Он идёт, святой и грешный, русский чудо-человек! (Твардовский). Огромная осень, стара и юна, в неистово-синем сиянье окна.(А.Вознесенский) |
Параллелизм | Это одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи. | Молодым везде у нас дорога, старикам везде у нас почёт (Лебедев-Кумач). Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура. (Д.Лихачёв) |
Градация | Это стилистическая фигура, состоящая в таком расположении слов, при котором каждое последующее содержит усиливающееся (восходящая градация) или уменьшающееся значение, благодаря чему создаётся нарастание или ослабление производимого ими впечатления. | А) Не жалею, не зову, не плачу, Всё пройдёт, как с белых яблонь дым. (С.Есенин). В сенат подам, министрам, государю» (А.Грибоедов). «Не час, не день, не год уйдёт» (Баратынский). Посмотри, какой дом — большой, огромный, громадный, прямо-таки грандиозный! – нарастает, усиливается интонационно-смысловое напряжение – восходящая градация. Б) «Не бог, не царь, и не герой» - слова расположены в порядке ослабления их эмоционально-смысловой значимости – нисходящая градация. |
Инверсия | Это расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный, так называемый прямой порядок, с целью усилить выразительность речи. Об инверсии можно говорить тогда, когда с её использованием ставятся стилистические задачи – повышение экспрессивности речи. | Изумительный наш народ! Руку мне подал на прощанье. |
Эллипсис | Это стилистическая фигура, заключающаяся в пропуске какого-либо подразумеваемого члена предложения. Использование эллипсиса (неполных предложений) придаёт высказыванию динамичность, интонацию живой речи, художественную выразительность. | Мы сёла – в пепел, грады – в прах, в мечи – серпы и плуги (Жуковский) Офицер – из пистолета, Тёркин - в мягкое штыком. (Твардовский) |
Умолчание | Это оборот речи, заключающийся в том, что автор сознательно не до конца выражает мысль, предоставляя читателю (или слушателю) самому догадываться о невысказанном. | Нет, я хотел… быть может, вы… я думал, Что уж барону время умереть. (Пушкин) |
Риторическое обращение | Это стилистическая фигура, состоящая в подчёркнутом обращении к кому-нибудь или чему-нибудь для усиления выразительности речи. Риторические обращения служат не столько для называния адресата речи, сколько для того, чтобы выразить отношение к тому или иному объекту, дать его характеристику, усилить выразительность речи. | Цветы, любовь, деревня, праздность, поле! Я предан вам душой (Пушкин). |
Риторический вопрос | Это стилистическая фигура, состоящая в том, что вопрос ставится не с целью получить на него ответ, а чтобы привлечь внимание читателя или слушателя к тому или иному явлению. | Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! (Гоголь) |
Многосоюзие | Стилистическая фигура, состоящая в намеренном использовании повторяющихся союзов и интонационного подчёркивания соединяемых союзами членов предложения, для усиления выразительности речи. | Тонкий дождь сеялся и на леса, и на поля, и на широкий Днепр.(Гоголь) По ночам горели дома, и дул ветер, и от ветра качались чёрные тела на виселицах, и над ними кричали вороны (Куприн) |
Бессоюзие | Стилистическая фигура, состоящая в намеренном пропуске соединительных союзов между членами предложения или между предложениями: отсутствие союзов придаёт высказыванию стремительность, насыщенность впечатлениями в пределах общей картины. | Швед, русский – колет, рубит, режет, бой барабанный, клики, скрежет, гром пушек, топот, ржанье, стон… (Пушкин) |