Главная | Регистрация | Вход | RSS | Пятница, 26.04.2024, 19:52 |
Приветствую Вас Гость |
|
Вольнолюбивая лирика А.С.Пушкина Социальное и философское осмысление темы свободы Тема свободы и тема рабства - сквозные в мировой литературе и, в частности, в русской. В различные периоды истории они осмысливались по-разному. В XIX веке в России тема свободы становится центральной для всей культуры. Эта эпоха связана и с началом революционного движения, с поиском социальной свободы в обществе, и с началом развития русской философской мысли, с желанием понять, что есть свобода в философском смысле. «Свобода есть иррациональная тайна бытия, тайна жизни и судьбы» Дух свободы, витавший в обществе первой трети XIX века Первая треть XIX века была проникнута ожиданием социальных реформ, которые могли бы изменить ситуацию в России. Это ожидание было вызвано и пробуждением народного сознания во время войны с Наполеоном, и обещаниями и надеждами, связанными с восхождением на престол императора Александра I, и преобразованиями в области просвещения и экономики, начатыми Сперанским. Одним из шагов в сфере реформ Александра I было создание учебного заведения нового типа - Лицея. Ура, наш царь! Так выпьем за царя Он человек! Им властвует мгновенье Он раб молвы, сомненья и страстей, Простим ему неправые гоненья, Он взял Париж, он основал Лицей… (19 октября»). «Немногочисленность учащихся, молодость ряда профессоров, гуманный характер их педагогических идей, ориентированный на внимание и уважение к личности учеников, то, что в Лицее, в отличие от других учебных заведений, не было телесных наказаний и среди лицеистов поощрялся дух чести и товарищества - все это создавало особую атмосферу». К.Я.Грот. Пушкинский Лицей (1811-1817) Сближение с видными деятелями Союза благоденствия В Петербурге Пушкин сблизился почти со всеми видными деятелями петербургской ячейки «Союза благоденствия»: Н. Муравьевым, Ф. Глинкой, М. Луниным. Особенно сближается он с Н. Тургеневым, непримиримым врагом крепостного права. Первые вольнолюбивые стихи поэта ода «Вольность» и «Деревня» написаны под влиянием Тургенева. Особенность вольнолюбивой лирики Пушкина петербургского периода Вольнолюбивая лирика петербургского периода была близка по высказанным в стихах идеям мировоззрению декабристов: отмена крепостного права, создание конституции, которая гарантировала бы свободу народа от деспотизма. Склонитесь первые главой Под сень надежную Закона, И станут вечной стражей трона Народов вольность и покой (Ода «Вольность»). А мать ему: «Бай-бай! закрой свои ты глазки; Пора уснуть уж наконец, Послушавши, как царь-отец Рассказывает сказки». Разочарование в движении декабристов В Южной ссылке Пушкин постепенно отходит от взглядов и убеждений членов тайных обществ. Он размышляет, является ли пропаганда революционных взглядов действенной, не верит в необходимость революционного выступления: Паситесь, мирные народы! Вас не разбудит чести клич… Пушкин не разделял взглядов декабристов на поэзию. Для них поэзия - средство достижения нравственных и политических целей. Для поэта она значима сама по себе, это таинственная область «вдохновенья, звуков сладких и молитв». Надежды на реформы Николая I После разгрома декабристского восстания поэт много размышляет о причинах и последствиях их движения. Надпись на полях рукописи: «И я бы мог, как раб…». Большое впечатление на Пушкина произвел разговор с Николаем I, поэт верит, что император освободит ссыльных и воплотит те реформы, за которые они боролись. Во глубине сибирских руд Храните гордое терпенье Не пропадет ваш скорбный труд И дум высокое стремленье («Во глубине сибирских руд…»). Чувствуя ответственность за поэтический дар, Пушкин берет на себя тяжелое бремя быть поэтом и пророком при императоре. Беда стране, где раб и льстец Одни приближены к престолу, А небом избранный певец Молчит, потупя очи долу». А.С. Пушкин. «Друзьям» Философское осмысление темы свободы В период позднего творчества тема свободы понимается им не как социальная, а как философская. Поэт размышляет о природе власти, о желании одного человека порабощать другого. А также о том, что в каждом человеке живет раб, боязливо преклоняющийся перед силой: И умер бедный раб у ног Непобедимого владыки. Пушкин снова возвращается к осмыслению восстания декабристов, анализируя последствия этого исторического факта. Этой теме посвящено стихотворение автора «Арион» (1827). В основу этого лирического произведения положен рассказ о древнегреческом поэте Арионе, который по легенде во время бури единственный уцелел и был спасен дельфином, зачарованным пением Ариона, волна вынесла поэта на берег. «Вихорь шумный» Многие исследователи, анализируя стихотворение «Вихорь шумный», говорили о том, что образ челна - это метафорическое изображение тайного общества, с членами которого был хорошо знаком поэт, но при этом не принимал в деятельности Союза непосредственного участия. Если это так, тогда непонятно, что подразумевал поэт под образом «шумного вихря». В.С. Непомнящий указывает на то, что в античной поэзии и философии с образом корабля обычно ассоциировалось государство («Диалоги» Платона, «Энеида» Вергилия). Современники поэта хорошо знали такую метафору. Если и в стихотворении челн, обратите внимание «грузный челн», - это государство, тогда понятно, что за «вихорь шумный» «лоно волн измял с налету». Тем более, под бурей в античности обычно подразумевалось народное восстание. «Погиб и кормщик, и пловец» Трактовка стихотворения становится принципиально иной, и кормщик, и матросы, и сам поэт - сложное, многообразное общество, равновесие которого складывается из этого многообразия, где каждый занимает свое особое место, создавая трудное подвижное равновесие, где император и заговорщик нераздельно связаны, противостоя и уравновешивая друг друга. Каждый выполняет свою роль. Особое место в этом и поэта. Умирает Александр I, повешены и сосланы на каторгу декабристы («Погиб и кормщик, и пловец»), однако поэт остается верен своему призванию: «Гимны прежние пою». Известно, что в поэзии Пушкина только один гимн (ода) - «Вольность», которую можно назвать гимном Закону, именно этой теме остался верен поэт. Закону как конституции, и закону нравственному. Свобода как необходимое условие творчества поэта В зрелой лирике Пушкина идет осмысление свободы как необходимого условия жизни и творчества. Поэт отстаивает свое право писать, мыслить и жить вне зависимости от любых социальных заказов общества. Именно так понимает он дар свободы: Таков поэт: как Аквилон Что хочет, то и носит он - Орлу подобно, он летает И, не спросясь ни у кого, Как Дездемона избирает Кумир для сердца своего. |
|
Copyright MyCorp © 2012 - 2024 |