Вольнолюбивая лирика А.С.Пушкина
Социальное и философское осмысление темы свободы
Тема свободы и тема рабства - сквозные в мировой литературе и, в частности, в русской. В различные периоды истории они осмысливались по-разному. В XIX веке в России тема свободы становится центральной для всей культуры. Эта эпоха связана и с началом революционного движения, с поиском социальной свободы в обществе, и с началом развития русской философской мысли, с желанием понять, что есть свобода в философском смысле.
«Свобода есть иррациональная тайна бытия, тайна жизни и судьбы»
Дух свободы, витавший в обществе первой трети XIX века
Первая треть XIX века была проникнута ожиданием социальных реформ, которые могли бы изменить ситуацию в России. Это ожидание было вызвано и пробуждением народного сознания во время войны с Наполеоном, и обещаниями и надеждами, связанными с восхождением на престол императора Александра I, и преобразованиями в области просвещения и экономики, начатыми Сперанским. Одним из шагов в сфере реформ Александра I было создание учебного заведения нового типа - Лицея.
Ура, наш царь! Так выпьем за царя
Он человек! Им властвует мгновенье
Он раб молвы, сомненья и страстей,
Простим ему неправые гоненья,
Он взял Париж, он основал Лицей…
(19 октября»).
«Немногочисленность учащихся, молодость ряда профессоров, гуманный характер их педагогических идей, ориентированный на внимание и уважение к личности учеников, то, что в Лицее, в отличие от других учебных заведений, не было телесных наказаний и среди лицеистов поощрялся дух чести и товарищества - все это создавало особую атмосферу».
К.Я.Грот. Пушкинский Лицей (1811-1817)
В Петербурге Пушкин сблизился почти со всеми видными деятелями петербургской ячейки «Союза благоденствия»: Н. Муравьевым, Ф. Глинкой, М. Луниным. Особенно сближается он с Н. Тургеневым, непримиримым врагом крепостного права. Первые вольнолюбивые стихи поэта ода «Вольность» и «Деревня» написаны под влиянием Тургенева.
Вольнолюбивая лирика петербургского периода была близка по высказанным в стихах идеям мировоззрению декабристов: отмена крепостного права, создание конституции, которая гарантировала бы свободу народа от деспотизма.
«Немногочисленность учащихся, молодость ряда профессоров, гуманный характер их педагогических идей, ориентированный на внимание и уважение к личности учеников, то, что в Лицее, в отличие от других учебных заведений, не было телесных наказаний и среди лицеистов поощрялся дух чести и товарищества - все это создавало особую атмосферу».
К.Я.Грот. Пушкинский Лицей (1811-1817)
Сближение с видными деятелями Союза благоденствия
В Петербурге Пушкин сблизился почти со всеми видными деятелями петербургской ячейки «Союза благоденствия»: Н. Муравьевым, Ф. Глинкой, М. Луниным. Особенно сближается он с Н. Тургеневым, непримиримым врагом крепостного права. Первые вольнолюбивые стихи поэта ода «Вольность» и «Деревня» написаны под влиянием Тургенева.
Особенность вольнолюбивой лирики Пушкина петербургского периода
Вольнолюбивая лирика петербургского периода была близка по высказанным в стихах идеям мировоззрению декабристов: отмена крепостного права, создание конституции, которая гарантировала бы свободу народа от деспотизма.
Склонитесь первые главой
Под сень надежную Закона,
И станут вечной стражей трона
Народов вольность и покой
(Ода «Вольность»).
А мать ему: «Бай-бай! закрой свои ты глазки;
Пора уснуть уж наконец,
Послушавши, как царь-отец
Рассказывает сказки».
В Южной ссылке Пушкин постепенно отходит от взглядов и убеждений членов тайных обществ. Он размышляет, является ли пропаганда революционных взглядов действенной, не верит в необходимость революционного выступления:
Паситесь, мирные народы!
Вас не разбудит чести клич…
Пушкин не разделял взглядов декабристов на поэзию. Для них поэзия - средство достижения нравственных и политических целей. Для поэта она значима сама по себе, это таинственная область «вдохновенья, звуков сладких и молитв».
Надежды на реформы Николая I
После разгрома декабристского восстания поэт много размышляет о причинах и последствиях их движения. Надпись на полях рукописи: «И я бы мог, как раб…».
Большое впечатление на Пушкина произвел разговор с Николаем I, поэт верит, что император освободит ссыльных и воплотит те реформы, за которые они боролись.
Разочарование в движении декабристов
В Южной ссылке Пушкин постепенно отходит от взглядов и убеждений членов тайных обществ. Он размышляет, является ли пропаганда революционных взглядов действенной, не верит в необходимость революционного выступления:
Паситесь, мирные народы!
Вас не разбудит чести клич…
Пушкин не разделял взглядов декабристов на поэзию. Для них поэзия - средство достижения нравственных и политических целей. Для поэта она значима сама по себе, это таинственная область «вдохновенья, звуков сладких и молитв».
Надежды на реформы Николая I
После разгрома декабристского восстания поэт много размышляет о причинах и последствиях их движения. Надпись на полях рукописи: «И я бы мог, как раб…».
Большое впечатление на Пушкина произвел разговор с Николаем I, поэт верит, что император освободит ссыльных и воплотит те реформы, за которые они боролись.
Во глубине сибирских руд
Храните гордое терпенье
Не пропадет ваш скорбный труд
И дум высокое стремленье
(«Во глубине сибирских руд…»).
Чувствуя ответственность за поэтический дар, Пушкин берет на себя тяжелое бремя быть поэтом и пророком при императоре.
Чувствуя ответственность за поэтический дар, Пушкин берет на себя тяжелое бремя быть поэтом и пророком при императоре.
Беда стране, где раб и льстец
Одни приближены к престолу,
А небом избранный певец
Молчит, потупя очи долу».
А.С. Пушкин. «Друзьям»
В период позднего творчества тема свободы понимается им не как социальная, а как философская. Поэт размышляет о природе власти, о желании одного человека порабощать другого. А также о том, что в каждом человеке живет раб, боязливо преклоняющийся перед силой:
А.С. Пушкин. «Друзьям»
Философское осмысление темы свободы
В период позднего творчества тема свободы понимается им не как социальная, а как философская. Поэт размышляет о природе власти, о желании одного человека порабощать другого. А также о том, что в каждом человеке живет раб, боязливо преклоняющийся перед силой:
И умер бедный раб у ног
Непобедимого владыки.
Пушкин снова возвращается к осмыслению восстания декабристов, анализируя последствия этого исторического факта. Этой теме посвящено стихотворение автора
«Арион» (1827).
В основу этого лирического произведения положен рассказ о древнегреческом поэте Арионе, который по легенде во время бури единственный уцелел и был спасен дельфином, зачарованным пением Ариона, волна вынесла поэта на берег.
Пушкин снова возвращается к осмыслению восстания декабристов, анализируя последствия этого исторического факта. Этой теме посвящено стихотворение автора
«Арион» (1827).
В основу этого лирического произведения положен рассказ о древнегреческом поэте Арионе, который по легенде во время бури единственный уцелел и был спасен дельфином, зачарованным пением Ариона, волна вынесла поэта на берег.
«Вихорь шумный»
Многие исследователи, анализируя стихотворение «Вихорь шумный», говорили о том, что образ челна - это метафорическое изображение тайного общества, с членами которого был хорошо знаком поэт, но при этом не принимал в деятельности Союза непосредственного участия. Если это так, тогда непонятно, что подразумевал поэт под образом «шумного вихря».
В.С. Непомнящий указывает на то, что в античной поэзии и философии с образом корабля обычно ассоциировалось государство («Диалоги» Платона, «Энеида» Вергилия). Современники поэта хорошо знали такую метафору. Если и в стихотворении челн, обратите внимание «грузный челн», - это государство, тогда понятно, что за «вихорь шумный» «лоно волн измял с налету». Тем более, под бурей в античности обычно подразумевалось народное восстание.
«Погиб и кормщик, и пловец»
Трактовка стихотворения становится принципиально иной, и кормщик, и матросы, и сам поэт - сложное, многообразное общество, равновесие которого складывается из этого многообразия, где каждый занимает свое особое место, создавая трудное подвижное равновесие, где император и заговорщик нераздельно связаны, противостоя и уравновешивая друг друга. Каждый выполняет свою роль.
Особое место в этом и поэта. Умирает Александр I, повешены и сосланы на каторгу декабристы («Погиб и кормщик, и пловец»), однако поэт остается верен своему призванию: «Гимны прежние пою». Известно, что в поэзии Пушкина только один гимн (ода) - «Вольность», которую можно назвать гимном Закону, именно этой теме остался верен поэт. Закону как конституции, и закону нравственному.
Свобода как необходимое условие творчества поэта
В зрелой лирике Пушкина идет осмысление свободы как необходимого условия жизни и творчества. Поэт отстаивает свое право писать, мыслить и жить вне зависимости от любых социальных заказов общества. Именно так понимает он дар свободы:
Таков поэт: как Аквилон
Что хочет, то и носит он -
Орлу подобно, он летает
И, не спросясь ни у кого,
Как Дездемона избирает
Кумир для сердца своего.