«Журнал Печорина» как средство самораскрытия характера героя
Литературная новизна "дневника Печорина” давно привлекает литературоведов – именно здесь новаторски был показан предельно исчерпывающими языковыми средствами конкретный человек, (личность, по словам Б.М. Эйхенбаума: "Герой нашего времени” – первый в русской прозе <…> "аналитический” роман: его идейным и сюжетным центром служит не внешняя биография ("жизнь и приключения”), а именно личность человека – его душевная и умственная жизнь, взятая изнутри как процесс”), отражавший новое явление русской действительности.
Автор раскрывает душу своего героя посредством его самоанализа. Для этого в центре урока будет интерпретация ключевых эпизодов глав из «Журнала Печорина», объясняющих загадки его характера.
Глава "Тамань".
Вопросы, которые вам помогут подготовиться к контрольному тестированию:- Какой художественный смысл в том, что в главе «Тамань» рассказчиком выступает сам герой?
- Что удивило Печорина в героях главы «Тамань»? Прочитайте диалог слепого и девушки-ундины ночью на берегу моря со слов «Так прошло около часа» до слов «Я насилу дождался утра». Как в этом эпизоде проявляется характер Печорина? Зачем ему нужно было «достать ключ» загадки контрабандистов?
- Проанализируйте эпизод схватки Печорина с девушкой в лодке. Дайте оценку поведению Печорина в этой сцене.
- Почему Печорин называет контрабандистов «честными»? Почему ему грустно в конце их истории? Что это проясняет в его характере?
- Какую позицию Печорина по отношению к окружающим людям подчеркивает автор?
Заполните таблицу "Отношение Печорина к персонажам повести":
В начале повести | В конце повести | |
Слепой мальчик | ||
Ундина |
Глава "Княжна Мери".
Устно проанализируйте главу по вопросам:- Зачем Печорин добивался любви Мери? Как понять его утверждение: «А что такое счастье? Насыщенная гордость»? Последователен ли Печорин в соблюдении этой жизненной позиции?
- Каковы взгляды Печорина на дружбу? Как это проявляется в его отношениях с окружающими людьми? Как Печорина характеризуют его отношения с Вернером и Грушницким?
- Почему из всех женщин Печорин выделял Веру? Найдите объяснение этому в дневниковых записях от 16 и 23 мая.
- Отметьте черты искренности и притворства в исповеди Печорина Мери (со слов «Да, такова была моя участь с самого детства» до слов «Это меня не огорчит нимало»).
- Прочитайте эпизод переправы Печорина и Мери через горную речку (запись от 12 июня). Как в объяснении Мери с Печориным раскрывается ум и неординарность ее характера?
- Прочитайте запись от 14 июня. Как Печорин объясняет изменения в самом себе и как это его характеризует?
- Прочитайте внутренний монолог Печорина перед дуэлью (запись от 16 июня). Искренен ли Печорин в этом признании или он лукавит даже перед самим собой?
- Почему рассказ о дуэли дается автором в воспоминаниях Печорина (через полтора месяца в крепости N)? Каково поведение Печорина во время дуэли? Что положительного и что отрицательного подчеркивает автор в его образе? Можно ли посочувствовать герою или он достоин осуждения? Как проявляется мастерство Лермонтова в изображении жизни и психологии людей в этом эпизоде?
Выполните письменное задание:
Перечитайте разговор с Мери, описанный в записи от 3 июня. Заполните таблицу
Природные задатки | Причина | Следствие - рождение отрицательного качества |
Глава "Фаталист"
Устно ответьте на вопросы:
- Каково отношение к предопределенности в судьбе у Вулича? у Печорина? у автора? У кого из них оно неоднозначно и почему?
- Зачем Лермонтов вводит в повествование мысль о том, что Печорин чувствовал скорую гибель Вулича? Ищет ли Вулич смерти? Ищет ли смерти Печорин? Почему?
- Как Печорина характеризует его желание испытать судьбу? Какие черты его личности проявляются в сцене захвата пьяного казака?
- К кому из героев относится название главы? Какой художественный смысл при этом выявляется?
Письменное задание: докажите, что глава «Фаталист» — это философское произведение.
- Каково отношение к предопределенности в судьбе у Вулича? у Печорина? у автора? У кого из них оно неоднозначно и почему?
- Зачем Лермонтов вводит в повествование мысль о том, что Печорин чувствовал скорую гибель Вулича? Ищет ли Вулич смерти? Ищет ли смерти Печорин? Почему?
- Как Печорина характеризует его желание испытать судьбу? Какие черты его личности проявляются в сцене захвата пьяного казака?
- К кому из героев относится название главы? Какой художественный смысл при этом выявляется?
Письменное задание: докажите, что глава «Фаталист» — это философское произведение.