Былина «Вольга и Микула Селянинович»
Видеоурок. «Вольга и Микула Селянинович»
Видеоурок. «Вольга и Микула Селянинович»
В Древней Руси зависимости от центров княжеств принято выделять былины киевского, новгородского и московского циклов. Былина о Вольге и Микуле – новгородская. Её возникновение относится к 14-15 вв., но основа былины возникла раньше – в 11-12 вв.
Беседа по былине
- Мы с вами прочитали былину, в название которой было вынесено два имени.
- О ком эта былина? Что отражается в её названии?
(О Вольге Святославовиче и богатыре Микуле Селяниновиче. Они – главные герои былины.)
— Когда мы узнаем имя главного героя этой былины?
— Как вы думаете, откуда у богатыря такое имя — Микула Селянинович? Что оно обозначает?
(Микула — по-современному Николай, а Селянинович означает, что он селянин, т. е. живет в селе. Он это как раз и подчеркивает: де, я простой мужик-пахарь (оратай), не князь, не дружинник и не богатырь).
- О чём рассказывает былина? Какова её тема?
(В былине повествуется о встрече двух героев и их невольном состязании.)
-Попробуем проследить, как выстраивается сопоставление Вольги и Микулы композиционно (т. е. как располагаются части былины, как обрисованы образы героев).
- С чего начинается былина?
(С зачина: читаем первое четверостишие, обращаем внимание на сопоставление "когда…солнце…тогда…Вольга…”)
- Что мы дальше узнаём о Вольге? (Читаем следующую строфу.)
(Герой пытается проникнуть везде под видом рыб, птиц и зверей)
- Это описание обычно для былины о Вольге – великом охотнике, маге и военном вожде, совершающем поход в чужую землю. В данной былине это описание подчёркивает противопоставление Вольги простому крестьянину Микуле.
- Итак, уже в начале былины Вольга противопоставлен Микуле.
-Что служит завязкой действия? (Читаем третью строфу)
(Вольга собирает "дружинушку хоробрую” и отправляется за данью с подаренных ему городов.)
-Как развивается действие?(Вольга встречает в поле оратая-богатыря.)
-Что же поражает Вольгу?
(Вольгу и его дружину поражает сила крестьянина и могущество его коня.)
- Рассмотрим, как создаётся образ богатыря Микулы. (Читаем 4 строфу)
(1. Гипербола: три дня ехали, услышав голос Микулы. 2. Описание кобылы Микулы (читаем 5 строфу) 3. Постоянные эпитеты.)
-Чем необычно это описание? (В описании кобылы и орудий труда представлены наилучшие их качества: кобыла "соловая” (светло-жёлтая), "гужики у неё да шелковые”, "присошечек…серебряный”, "а рогачик-то…красна золота”)
-Опишите внешность Микулы (читаем 6 строфу) (Используются сравнения: "кудри…что жемчуг”, "брови…чёрна соболя”, "глаза…ясна сокола”, "сапожки…зелён сафьян”.Он одет очень нарядно, по-праздничному.)
Вывод: Описание Микулы выделяет его как главного героя, именно на нём сосредоточено главное внимание.
- О характере героев многое можно сказать и из их диалога. (Читаем по ролям.)
(В словах Вольги отражается картина богатырского труда Микулы. В рассказе Микулы также подтверждается непомерная сила (как он справился с мужиками). Именно поэтому Вольга предлагает Микуле сопровождать его.)
-Как описывается дальнейший их путь? Что сопоставляется? (Читаем след.строфу)
(Сопоставляются кобыла Микулы и конь Вольги (зачитываем по тексту)).
-Где действие достигает кульминации? (Состязание в силе богатыря Микулы и "дружинушки хороброй”: попытка "повывернуть” сошку Микулы из земли и "бросить сошку за ракитов куст” повторяется трижды.)
-Кто выходит победителем? (Микула.)
-Прочитайте следующие две строфы.
-Как понять слова Вольги во второй строфе? (Он признаёт преимущество кобылы Микулы.)
-Как мы убеждаемся в полной победе Микулы? (Вольга спрашивает его имя.)
-Как Микула называет себя? (Он называет своё имя не прямо, а со ссылкой на людей: "мужичков”.)
-Почему? Что значит это имя для "мужичков”? (В их глазах имя Микулы значимо тогда, когда он совершает свой мирской труд крестьянина, являя чудесную богатырскую силу, на благо людей.)
-Как вы думаете, благодаря каким своим качествам Микула заслужил такую любовь народа? (Уважение к тяжёлому труду землепашца. Истинный патриот родины, живущий её интересами.)
-Зачем тогда введён образ Вольги? (Через сопоставление с ним показать превосходство Микулы).
- Микула – это эпический герой.
Эпический герой – герой былины, который действует в реальном историческом времени, обладает необыкновенной физической силой, воинской доблестью и мудростью.
- Основываясь на определении "эпического героя”, докажите, что Микула Селянинович является эпическим героем.