М.Е. Салтыков-Щедрин. «Дикий помещик». Обличение социальных пороков
Сказка «Дикий помещик» отражает сложнейшие пореформенные процессы. Эти процессы показаны как повседневные проявления жизни.
В пореформенное время возникло немало адвокатских контор, рассматривавших претензии помещиков к крестьянам. Конторы предлагали свои услуги и через газеты, советуя штрафовать за порубки, за выпасы на тех землях, которые прежде принадлежали крестьянской общине, а после реформы помещики присоединили эти земли к своим. Неграмотные в большинстве своём крестьяне не понимали новых хитрых порядков и нередко попадали даже под суд. Подобная ситуация и описана Салтыковым в сказке.
Беседа по вопросам
- Какую характеристику дает автор помещику в начале сказки?
(«...был тот помещик глупый, читал газету «Весть» и тело имел мягкое, белое и рассыпчатое».)
- Что является завязкой действия?
(Завязка действия сказки - исполнение желания «глупого помещика» и страдающих от его произвола крестьян.)
- Помещик и мужики поочередно обращаются к Богу. В чем разница?
(Помещик уверен, что Бог должен потакать его прихотям: убрать из его поместья крестьян, чтобы не мешали нежиться. Мужики обращаются к Богу как единственному спасителю от гибели: «Господи! легче нам пропасть и с детьми малыми, нежели всю жизнь так маяться!»).
- Почему мужики исчезли из владений глупого помещика?
- Как реагируют гости помещика на отсутствие крестьян и на жизнь помещика без мужиков?
- К каким последствиям привело решение помещика в масштабе губернии?
- Кто и почему называет помещика дураком?
- Каков основной сатирический прием в изображении помещика?
(Гротеск.)
- Как обыгрывается в сказке вопрос: «Знаете ли вы, чем это пахнет?»
- Почему мужики пролетали над городом «роем», а не «стаей»?
(Понятие «рой» относится к пчелиным семьям. Во-первых, пчела - символ трудолюбия, во-вторых, рой - понятие, обозначающее скопище существ, живущих бессмысленной жизнью, единую массу, каждая составляющая которой живет только роевой жизнью, сама по себе практически не имеет ценности)
- Что сближает сказку «Дикий помещик» с повестью о мужике и генералах и в чем вы видите разницу?
(Сближает то, что в обоих произведениях мужик, крестьянин изображен как кормилец и создатель всех жизненных ценностей. Однако в «Повести...» генералы разыскивают мужика, принуждают его работать на себя, а в сказке «Дикий помещик» наоборот: «русский помещик», князь Урус-Кучум-Килъдибаев, изгоняет крестьян из имения.)
- Что за прием использует автор, когда говорит о «русском помещике» Урус-Кучум-Кильдибаеве?
(Приём иносказания. Эта тюркская фамилия возникла не случайно. Только ордынское иго можно сравнить с игом крепостным, только врагу придёт в голову мысль «сократить» население, уничтожить крестьянина-кормильца.)
- Чем отличаются мечты помещика от действительности?
(То, что не удается помещику наяву, переходите его сны. Ему снится, что губернатор весьма доволен его непреклонностью, больше того, что за эту непреклонность его сделали министром и «ходит он в лентах, и пишет циркуляры.)
- Тут бы и одуматься помещику, а он?
(По совету газеты «Весть» князь «не расслабляется и гнет прежнюю линию»: «Нет, лучше совсем одичаю, лучше пусть буду с дикими зверьми по лесам скитаться, но да не скажет никто, что российский дворянин, князь Урус-Кучум-Кильдибаев от принципов отступил!»)
- Как физическое одичание характеризуется автором?
(Дикий помещик «сделался силен ужасно, до того силен, что даже счёл себя вправе войти в дружеские сношения с ... медведем». Помещик стал по-настоящему «диким», сильным, неуправляемым, опасным. Здесь уже было о чем призадуматься властям, которые «покровительствовали помещикам»).
- Какова развязка истории? В чем абсурдность ситуации?
- Что стало с помещиком?
(Он остался диким; без крепостного Сеньки помещик ни на что не способен, но власть у него не отобрали: он все так же владеет мужиками.)
- Какое определение больше подходит сказке «Дикий помещик»: «юмористическая» или «сатирическая»? Найдите в словаре определения юмора и сатиры.
- В чем смысл названия сказки?
- В чем вы видите актуальность сказки Салтыкова-Щедрина?