В.П.Катаев «Сын полка»
Мальчишки и девчонки… На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. Они сражались рядом со старшими – отцами и братьями. И ни на миг не дрогнули юные сердца! Детям войны, их мужеству и героизму, посвящены многие замечательные книги. И одна из них - книга Валентина Петровича Катаева «Сын полка»
Выдающийся русский писатель В.П.Катаев в годы войны был фронтовым корреспондентом. Увидев безмерное людское горе, встречаясь с мальчиками-сиротами на фронтах войны, Катаев понял, что не может не написать о суровой жизни детей в годы войны.
Так в 1945 году появилась повесть Катаева «Сын полка».
Подберите и запишите ассоциации к словам ребенок и война.
Это могут быть слова разных частей речи, словосочетания.
Ребенок | Война, подвиг |
Радость беззащитность счастье беззаботность детство будущее | Страх несчастье кровь потери смерть оружие смелость |
Посмотрите внимательно на эти 2 группы слов.
- Что вы можете сказать о них?
- Они по значению одинаковые или противоположные ?
Конечно же, эти слова по значению противоположные, несовместимые.
Ребенок, дети приносят радость, счастье, это продолжение жизни, а война несет страх, горе, кровь, отнимает родных, радость, детство и даже жизнь
Беседа
- Определите жанр произведения «Сын полка».? Чем повесть отличается от рассказа?
(Повесть больше по объему, с большим количеством действующих лиц , имеет развернутый сюжет)
- Понравилось произведение? Какие чувства вы испытывали при прочтении повести?
(уважения, восхищения, сочувствия, уважения, симпатии, гордости, грусти, печали)
- Почему Ваня остался один и почему оказался у линии фронта?
("..отец погиб на фронте в первые дни войны. Деревню заняли немцы. Мать не хотела отдавать корову и ее убили. Бабка и маленькая сестрёнка померли с голоду. Остался один. Потом деревню спалили. Пошёл с сумой собирать куски и попался полевым жандармам. Отправили в детский изолятор. Там заразился чесоткой, болел сыпным тифом... Потом убежал, два года бродил, прятался в лесах, всё хотел через фронт перейти.”)
- Что случилось с семьёй капитана Енакиева?
(мать, жена, сын погибли по дороге в Минск, когда на беженцев налетели немецкие штурмовики)
(из книги)
- Кто из героев Катаева соответствует описанию: " На нём была полная походная форма гвардейской кавалерии: шинель - длинная, до пят, как юбка; круглая кубанская шапка чёрного барашка с красным верхом; погоны с маленькими стременами, перекрещёнными двумя клинками; шпоры и ,как венец всего этого воинского великолепия. ярко -алый башлык, небрежно закинутый за спину”? (сын полка ефрейтор Вознесенский)
- Как удалось Ване вернуться к разведчикам после второго побега от ефрейтора Биденко?
(рассказал офицеру, не зная, что говорит с капитаном Енакиевым, свою историю, свою обиду, и Енакиев решил оставить мальчика у себя )
- Что делал Ваня в своей первой разведке?
(Ваня д.б., идя со своей лошадью, изучить местность, вернуться и доложить, свободен ли путь. Вместо этого он карандашом наносилвбукваре ориентиры и цели, составлял план местности. За этим занятием его и застал немецкий патруль).
- Как фашисты убедились, что в букваре именно Ваня рисовал схемы?
(У Вани язык был синий из-за карандаша)
- Разведчики и капитан Енакиев любили Ваню. Чем отличалась любовь разведчиков от любви Енакиева?
(разведчики любили Ваню как младшего брата, внёсшего разнообразие в их суровую боевую жизнь.Енакиев очень любил своего покойного сына.Ваня пробудил в душе Енакиева более глубокие чувства, чем братская любовь)
- Кем же капитан Енакиев решил сделать Ваню после того, как его поставили на все виды довольствия?
(Енакиев взял его к себе связным, но на самом деле он решил научить Ваню выполнять обязанности всех номеров орудийного расчёта)
- Последние напутствие полковника перед отправкой Вани Солнцева в суворовское училище. Цитата: «Ты был хорошим сыном у разведчиков и артиллеристов. Ты был достойным сыном капитана Енакиева – хорошим, храбрым, исполнительным. Но, всегда и везде, прежде всего ты должен быть верным сыном своей матери-родины».
- Чем завершается повесть «Сын полка»? Ване пришлось пережить гибель людей, ставших ему по-настоящему родными: капитана Енакиева, Ковалева и многих других, которых считал своей семьей. Он, Ваня Солнцев, сын полка, едет учиться в Суворовское училище, чтобы стать настоящим офицером.
- На сколько частей и какие вы разделили бы повествование автора?
(на 4 части: жизнь в оккупации, у разведчиков, у артиллеристов, в суворовском училище)