Дж.Ф.Купер «Последний из могикан»
Куперу было уже тридцать лет, когда он начал писать. Этот необычный человек, аристократ по происхождению, моряк по профессии, республиканец по политическим убеждениям и писатель по призванию, стал родоначальником американского национального романа благодаря счастливой случайности: пообещал жене написать роман не хуже английских, которыми она зачитывалась.
С тех пор в круг чтения жены писателя все чаще стали входить книги с доселе неизвестными названиями: "Шпион", "Лоцман", "Последний из могикан", "Прерия", "Пионеры" и многие другие, которые ныне составляют собрание сочинений Джеймса Фенимора Купера.
"Последний из могикан" - второй роман серии, состоящей из пяти романов, названных "Повестями о Кожаном Чулке" - по имени главного героя, следопыта и охотника Натти Бампо. Хотя каждый из романов прослеживает один из периодов жизни героя, а вместе с ним и этап освоения континента и становления американской нации, в жанровом отношении они сильно отличаются. "Последний из могикан" (1823) - самый знаменитый из романов Купера, динамичный по фабуле, где писатель ставит проблему "краснокожих дьяволов" и "благородных дикарей" - проблему отношения к индейской культуре и ее месте в США. Она воплощена прежде всего в образе Ункаса - идеального "рыцаря" лесной глуши, молодого индейца - делавара. Писатель считает, что индейцам придется уйти с исторической арены - в этом трагедия американских аборигенов, неспособных адаптироваться к цивилизации."
Аналитическая работа по тексту:
1. Вы внимательно слушали. Может быть, в вашем воображении возникали картины... Что представлялось вам ярче всего?
2. Перечислите всех, кто действует в этом эпизоде. (Учитель записывает на доске в колонку действующих персонажей по мере называния их школьниками: Ункас, толпа, мальчик, колдунья, старейшины.) Посмотрите на запись. Все ли вас в ней устраивает? Отражает ли эта запись расстановку сил в ситуации конфликта в данном эпизоде? (Ученики почувствуют, что Ункас - тот персонаж, который противостоит всем остальным участникам эпизода.)
3. Вы не читали весь роман, однако по тексту можете определить, кто такой Ункас:
4. Как к пленнику относится толпа
("Насмехались над его усилиями...", "низвергали ругательства", "взрыв дикого смеха".) - --- Найдите в тексте определение, которое наиболее точно передает состояние толпы. (Раздраженная толпа.)
- Чем объясняется именно такое отношение толпы к пленнику?
(Нравится нам или нет такое поведение людей, оно объясняется ситуацией вооруженного столкновения и оправдывается теми обычаями, которые существовали тогда во взаимоотношениях между воюющими племенами индейцев)
5. Кто выделяется в беснующейся толпе?
(Колдунья и мальчик.)
- Найдите в тексте слова, выражения, которые позволяют составить портрет колдуньи: какой она была?
("Отвратительная, иссохшая фигура", ''костлявая рука"', "надтреснутый голос", "разразилась потоком брани", "дошла до бешенства", "Пена выступила у нее на губах" ) - - - Как вы думаете, чьими глазами мы видим эту "старуху": глазами толпы соплеменников; глазами Ункаса; глазами автора? Объясните свою точку зрения, обратившись к тексту.
6. Обратимся к еще одному персонажу - мальчику. Как он ведет себя? Чем вызвано его поведение? Как вы думаете, какой дополнительный акцент приобретает этот эпизод благодаря тому, что рядом с колдуньей появляется фигура мальчика?
(Используются приемы: а) контраста - персонажи резко отличаются по возрасту; 6) усиления - мальчик словно зеркально повторяет поведение старухи, только автор описывает его несколько иронично. Мальчик произносит "нелепые хвастливые слова", которые недостойно произносить будущему воину, взрослеющему мужчине. Ведь толпа насмехающихся состояла только из женщин и детей.)
7. Как ведет себя среди этой беснующейся толпы пленник? Найдите в тексте слова, выражения, при помощи которых описывается поведение пленника. Какое слово, характеризующее его поведение, повторяется чаще всего?
(Спокойный.)
- В какой момент спокойствие покинуло его? Почему?
(Спокойствие покинуло Ункаса в тот момент, когда мальчишка из толпы попытался подражать поведению колдуньи. Именно тогда пленник "повернул лицо к свету и посмотрел на мальчишку сверху вниз с выражением крайнего презрения".)
8. Мы отмечали, что Ункас держался с чувством собственного достоинства. Как вы понимаете слово "достоинство"? Достоинство, личность, индивидуальность - отличаются ли эти слова по своему значению?
9. Был ли среди участников эпизода кто-то, кто оценил самообладание пленника? (Старейшины ясно демонстрировали "восхищение смелостью пленника".)
Тем не менее старейшины были непреклонны в своем решении. О каком решении идет речь в этом фрагменте? Что ожидало пленника? Как вы думаете, почему его ждала такая судьба? Какой была бы, по-вашему, участь воина, взятого в плен племенем Ункаса?
10. Каково отношение автора ко всем участникам этой сцены?