А.Грин «Алые паруса»
Сегодня мы прикоснемся к мечте, к сказке... Потому что на нашем уроке нам предстоит встретиться с писателем, которого порой так и называют: «Великий сказочник».
Его имя Александр Грин. Точнее, имя это – тоже выдумка, псевдоним, потому что настоящая фамилия писателя Гриневский.
Современники называли Грина по-разному: мечтателем, добрым волшебником, Дон Кихотом нашего времени. Какую жизнь прожил человек, оставивший о себе такую светлую память? Об этом расскажут ученики, изучившие биографию писателя.
Его имя Александр Грин. Точнее, имя это – тоже выдумка, псевдоним, потому что настоящая фамилия писателя Гриневский.
Современники называли Грина по-разному: мечтателем, добрым волшебником, Дон Кихотом нашего времени. Какую жизнь прожил человек, оставивший о себе такую светлую память? Об этом расскажут ученики, изучившие биографию писателя.
История создания
История создания повести необычная. О том, как возник ее замысел, А. Грин записал в черновиках к роману «Бегущая по волнам» (1925 г.) Как-то во время одной из прогулок по Петербургу писатель остановился у витрины магазина. Там он увидел игрушечный кораблик под белыми парусами. В его воображении начали возникать образы, события. Писатель подумал, что неплохо было бы превратить белые паруса в алые. «…Потому что в алом есть яркое ликование. Ликование означает знание, почему радуешься».
Работа растянулась на 4 года. Однако исследователи утверждают, что год написания повести – 1920. Тогда автор завершил предварительную работу, но еще некоторое время вносил в произведение правки.
В мае 1922 г. на страницах газеты «Вечерний телеграф» была опубликована глава «Грэй». Отдельной книгой «Алые паруса» были изданы в 1923 г.
Работа растянулась на 4 года. Однако исследователи утверждают, что год написания повести – 1920. Тогда автор завершил предварительную работу, но еще некоторое время вносил в произведение правки.
В мае 1922 г. на страницах газеты «Вечерний телеграф» была опубликована глава «Грэй». Отдельной книгой «Алые паруса» были изданы в 1923 г.
Тема
Анализируемая повесть – необычное явление для русской литературы первой половины ХХ века, ведь в то время активно развивалась революционная тематика. Темы «Алых парусов» – заветная мечта; судьбы людей «не таких, как все»; выбор жизненного пути.
В контексте указанных тем автор поднял следующие проблемы: добро и зло, жестокость, жадность, месть, мнение окружающих и судьба человека. Основа проблематики – моральные ценности.
Начинается произведение с рассказа об отце главной героини – Лонгрене. Мужчину недолюбливают в деревне из-за того, что он спокойно наблюдал за тем, как его односельчанина Меннерса уносило в открытое море. Оказалось, жадность Меннерса стала причиной смерти жены Лонгрена. Вдовец вынужден был сам воспитывать дочь. Жители деревни не вспоминали о горе Лонгрена, зато жалели Меннерса.
Лонгрена возненавидели в деревне, невзлюбили и его дочь Ассоль. Девочку считали полоумной, так она верила своим фантазиям и ждала принца, который прибудет за ней на корабле с алыми парусами. Ассоль молча терпела обиды и никогда не отвечала на них злом, главное же то, что она не отказывалась от своей мечты.
В следующих главах появляются другие герои, среди которых внимание привлекает Артур Грей. Это парень из знатной, богатой семьи. Он очень целеустремленный и отважный. С Ассоль его сближает вера в чудеса. Как-то Грэй увидел картину мариниста и загорелся желанием стать моряком. Благодаря своему упорству, уму и живой душе парень в 20 лет стал капитаном.
Его корабль занесло к берегам деревни, где жила Ассоль. Грэй случайно заметил спящую девушку. Расспросив о ней, узнал о ее чудачествах. Грэй решил исполнить мечту Ассоль. Он заказал для своего корабля алые паруса и подплыл к деревне. Мечта девушки стала реальностью, а вместе с тем исполнилось предсказание о необыкновенном вине, которое должен был найти Грэй.
В центре сюжета не только образы Грэя и Ассоль, но и образ-символ алых парусов. В символическом значении их скрыт смысл названия повести. Паруса – символ мечты, надежды, а алый цвет в этом произведении толкуется как радость, ликование, победа добра над злом.
Сюжет помогает определить идею. А. Грин показывает, что мечты сбываются, главное в них верить.
Основная мысль: мнение окружающих часто ошибочное, нужно жить так, как подсказывает сердце. Сохранять светлую мечту вопреки обстоятельствам – вот чему учит писатель.
В контексте указанных тем автор поднял следующие проблемы: добро и зло, жестокость, жадность, месть, мнение окружающих и судьба человека. Основа проблематики – моральные ценности.
Начинается произведение с рассказа об отце главной героини – Лонгрене. Мужчину недолюбливают в деревне из-за того, что он спокойно наблюдал за тем, как его односельчанина Меннерса уносило в открытое море. Оказалось, жадность Меннерса стала причиной смерти жены Лонгрена. Вдовец вынужден был сам воспитывать дочь. Жители деревни не вспоминали о горе Лонгрена, зато жалели Меннерса.
Лонгрена возненавидели в деревне, невзлюбили и его дочь Ассоль. Девочку считали полоумной, так она верила своим фантазиям и ждала принца, который прибудет за ней на корабле с алыми парусами. Ассоль молча терпела обиды и никогда не отвечала на них злом, главное же то, что она не отказывалась от своей мечты.
В следующих главах появляются другие герои, среди которых внимание привлекает Артур Грей. Это парень из знатной, богатой семьи. Он очень целеустремленный и отважный. С Ассоль его сближает вера в чудеса. Как-то Грэй увидел картину мариниста и загорелся желанием стать моряком. Благодаря своему упорству, уму и живой душе парень в 20 лет стал капитаном.
Его корабль занесло к берегам деревни, где жила Ассоль. Грэй случайно заметил спящую девушку. Расспросив о ней, узнал о ее чудачествах. Грэй решил исполнить мечту Ассоль. Он заказал для своего корабля алые паруса и подплыл к деревне. Мечта девушки стала реальностью, а вместе с тем исполнилось предсказание о необыкновенном вине, которое должен был найти Грэй.
В центре сюжета не только образы Грэя и Ассоль, но и образ-символ алых парусов. В символическом значении их скрыт смысл названия повести. Паруса – символ мечты, надежды, а алый цвет в этом произведении толкуется как радость, ликование, победа добра над злом.
Сюжет помогает определить идею. А. Грин показывает, что мечты сбываются, главное в них верить.
Основная мысль: мнение окружающих часто ошибочное, нужно жить так, как подсказывает сердце. Сохранять светлую мечту вопреки обстоятельствам – вот чему учит писатель.
Композиция
В «Алых парусах» анализ следует продолжить характеристикой композиции. Формально произведение состоит из семи глав, в каждой из которых рассказывается о каком-либо важном событии, помогающем вникнуть в суть главной проблемы. Элементы сюжета расположены в правильной последовательности.
Экспозиция повести – знакомство с отцом Ассоль и самой главной героиней. Завязка – предсказание незнакомца о встрече с принцем. Развитие событий – рассказ о мечтах Ассоль, история Грэя. Кульминация – Грэй слушает рассказы о «полоумной» Ассоль. Развязка – Грэй забирает Ассоль на своем корабле. Важную роль играют несюжетные элементы – пейзажи, портреты.
Особенность композиции в том, что каждая глава произведения относительно завершенная, подталкивает к определенным выводам.
Экспозиция повести – знакомство с отцом Ассоль и самой главной героиней. Завязка – предсказание незнакомца о встрече с принцем. Развитие событий – рассказ о мечтах Ассоль, история Грэя. Кульминация – Грэй слушает рассказы о «полоумной» Ассоль. Развязка – Грэй забирает Ассоль на своем корабле. Важную роль играют несюжетные элементы – пейзажи, портреты.
Особенность композиции в том, что каждая глава произведения относительно завершенная, подталкивает к определенным выводам.
Жанр
Жанр произведения – повесть-феерия. О том, что это повесть свидетельствуют такие особенности: раскрывается несколько сюжетных линий, система образов достаточно разветвленная, достаточно большой объем. Признаки феерии: волшебные события, необычные, несколько сказочные образы, победа добра над злом.
В повести А. Грина «Алые паруса» есть признаки двух направлений – неоромантизма (главные герои чувствуют себя не такими, как все), символизма (образы-символы играют важную роль для реализации идейного звучания). Жанровое своеобразие, система образов и сюжет определили характер художественных средств. Тропы помогают приблизить произведение к сказкам.
В повести А. Грина «Алые паруса» есть признаки двух направлений – неоромантизма (главные герои чувствуют себя не такими, как все), символизма (образы-символы играют важную роль для реализации идейного звучания). Жанровое своеобразие, система образов и сюжет определили характер художественных средств. Тропы помогают приблизить произведение к сказкам.