А.С.Пушкин. «Капитанская дочка»
С середины 1832 года А.С.Пушкин начинает работу над историей восстания под предводительством Емельяна Пугачева. Поэту была дана возможность ознакомиться с секретными материалами о восстании и действиях властей по его подавлению, он обращался к неопубликованным документам из семейных архивов и частных коллекций. Из материалов о бунте сложилась «История Пугачева»; написанная в Болдино осенью 1833 года.
Начато произведение было в 1834 году под названием, которое после прочтения дал труду император – «История пугачевского бунта» успеха не имела, в отличие от вышедшей позже исторической повести «Капитанская дочка», где Пушкин в художественной форме возвращался к событиям 1773 – 1775 годов.
Жанр произведения – историческая повесть, соответствует принципу изображения эпохи через судьбу главного героя.
Композиция повести своеобразна. В ней можно условно выделить две части: историческую повесть о Пугачевском восстании и семейно-бытовой роман. Обе эти части неразрывно связаны между собой.
Темы романа
Любовная | Историческая |
Частная тема – любовь и верность Петра Гринева и Маши Мироновой, Ивана Кузьмича и Василисы Егоровны | Основная тема – восстание Пугачева 1773-1774 годы |
Политематичность «Капитанской дочки»
В «Капитанской дочке» отражены все наиболее важные темы позднего периода творчества Пушкина:
- место «маленького человека» в исторических событиях (Гринев, Маша);
- нравственный выбор в сложных обстоятельствах (Иван Кузьмич, Швабрин, Гринев);
- закон и милосердие (Пугачев и Гринев, императрица и Маша);
- народ и власть;
- тема семейных отношений (Мироновы, Гриневы)
Система эпиграфов
В романе 17 эпиграфов: один относится ко всему роману, 16 предпосланы главам
- Эпиграфы несут важную смысловую нагрузку: отражают авторскую позицию, акцентируют тему, задают эмоциональную тональность, вводят повествование в контекст русской культуры
- Большая часть эпиграфов (10 из 17) – из народного творчества. Это создает атмосферу народности и отражает содержание произведения
- Общий эпиграф («Береги честь смолоду») определяет главную идею – в любых обстоятельствах необходимо хранить верность долгу и чести. Это отцовский завет главному герою перед началом его самостоятельной жизни. Эпиграф показывает общность взглядов автора и рассказчика.
- Эпиграфами к главам романа служат пословицы, народные песни, цитаты из произведений литературы XVIII в.(Я.Б.Княжнин, М.М.Херасков, Д.И.Фонвизин), часто в переработанном виде
В «Капитанской дочке» отражены все наиболее важные темы позднего периода творчества Пушкина:
- место «маленького человека» в исторических событиях (Гринев, Маша);
- нравственный выбор в сложных обстоятельствах (Иван Кузьмич, Швабрин, Гринев);
- закон и милосердие (Пугачев и Гринев, императрица и Маша);
- народ и власть;
- тема семейных отношений (Мироновы, Гриневы)
Система эпиграфов
В романе 17 эпиграфов: один относится ко всему роману, 16 предпосланы главам
- Эпиграфы несут важную смысловую нагрузку: отражают авторскую позицию, акцентируют тему, задают эмоциональную тональность, вводят повествование в контекст русской культуры
- Большая часть эпиграфов (10 из 17) – из народного творчества. Это создает атмосферу народности и отражает содержание произведения
- Общий эпиграф («Береги честь смолоду») определяет главную идею – в любых обстоятельствах необходимо хранить верность долгу и чести. Это отцовский завет главному герою перед началом его самостоятельной жизни. Эпиграф показывает общность взглядов автора и рассказчика.
- Эпиграфами к главам романа служат пословицы, народные песни, цитаты из произведений литературы XVIII в.(Я.Б.Княжнин, М.М.Херасков, Д.И.Фонвизин), часто в переработанном виде
Симметричность композиции
Две сюжетные линии
Историческая | Частная |
Описание восстания Емельяна Пугачева | Отношения Петра Гринева и Маши Мироновой, семейная жизнь Мироновых и Гриневых |
Два мира | |
Народный | Дворянский |
Во главе – Пугачев, выходец из народа. Военный совет у Пугачева – живое обсуждение, на котором принимается оптимальное решение | Во главе – Екатерина II. Военный совет дан сатирически, военная теория без понимания реальной ситуации приводит к губительному решению |
Сопоставление сюжетных ситуаций | |
Маша Миронова оказывается в беде | Петр Гринев оказывается в беде |
Причина – суровые законы восстания | Причина – законы дворянской государственности |
Гринев спасает Машу, обращаясь к крестьянскому царю | Маша спасает Гринева, обращаясь за помощью к императрице |