Русская народная сказка и ее жанры. Сказка «Царевна- лягушка»
Видеоурок. Русская народная сказка. Сказка «Царевна- лягушка»
Сказка — это занимательная история о необыкновенных событиях и приключениях. Она всегда основана на вымысле.
Жанровые особенности сказки:
- действуют и говорят не только люди, но и животные;
- воссоздается старинный быт;
- в конце сказки добро побеждает зло, справедливость торжествует.
Можно выделить три жанра русских народных сказок, каждый из которых имеет свои особенности. Рассмотрим их.
Жанры русской народной сказки и их особенности:
Виды | Сказки о животных | Бытовые сказки | Волшебные сказки |
Признаки | Вместо людей действуют животные, наделённые не только речью, но и человеческими качествами. | Описывают быт людей. Герои проявляют ум, смекалку. | В основе сюжета лежат фантастические события. Наличие волшебных предметов-помощников (ковёр-самолёт, сапоги-скороходы, скатерть-самобранка). Наличие постоянных эпитетов (красочных устойчивых определений: чисто поле, живая и мёртвая вода, добрый молодец). Троекратное повторение (три сына, три дня и три ночи). Герои делятся на положительных и отрицательных. |
Примеры | «Зимовье зверей», «Теремок» | «Репка», «Каша из топора» | «Сивка-бурка», «Гуси-лебеди» |
Композиционные и языковые особенности волшебной сказки
Волшебные сказки имеют свои композиционные особенности: присказка, зачин, концовка.
Присказка — ритмическая прибаутка, предшествующая зачину в сказках.
«Пареной репы покушайте, бабушкиных сказок послушайте». Часто заканчивается словами «Это не сказка, а присказка. Сказка будет впереди».
Зачин — начало сказки.
«В некотором царстве, в некотором государстве…», «Жили-были», «За тридевять земель, в тридесятом царстве жил-был…»
Концовка — последние слова сказки, её завершение.
«И стали они жить-поживать, добра наживать», «Тут и сказке конец, а кто слушал — молодец…»
Присказка, зачин, концовка, постоянные эпитеты, повторы — готовые словесные формулы, украшающие сказку, помогающие её запоминать.
1. Как обычно заканчиваются народные сказки?
2. Назовите жанры народных сказок. Чем они отличаются друг от друга?
3. В чём необычность языка сказки?
Волшебная сказка «Царевна-лягушка»
Передавать сказки слово в слово из уст в уста трудно: они объёмные по содержанию, имеют много героев. Поэтому каждое воспроизведение могло вносить незначительные видоизменения, замены. Отсюда вариативность фольклора. Одна и та же народная сказка может иметь несколько вариантов, например «Царевна-лягушка» имеет более 20.
Начинается сказка так: «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь, и было у него три сына». Это устойчивая формула, переходящая из сказки в сказку. Зачин вводит место действия и называет героев.
Кульминацией сказки является битва тёмных и светлых сил: «Обрадовался царевич, разбил яйцо, достал иглу и отломил у неё кончик. И только отломил — умер Кощей Бессмертный, прахом рассыпался».
Концовка: «И стали они жить дружно, в любви и согласии». Обычно концовка возвращает героев в реальный мир или содержит поучение, обращённое к читателям.
Для фольклора в целом и в частности для сказки «Царевна-лягушка» значимо магическое число 3. Оно символизирует полноту и завершённость, поскольку содержит в себе начало, середину и конец. В «Царевне-лягушке» оно встречается несколько раз: три сына, три задания получают от царя невестки, три пары железных сапог пришлось износить Ивану Царевичу.
В сказке «Царевна-лягушка» утверждаются народные идеалы добра, красоты, справедливости. Их воплощают главные герои:
- Иван-царевич проявляет доброту и милосердие к животным, которых пощадил. Он идёт к своей цели и достигает её, преодолевая ради любви все препятствия;
- Василиса Премудрая умна, спокойна, трудолюбива.
Вопросы и задания
1. Составьте план к сказке «Царевна-лягушка».
2. Найдите в сказке зачин, концовку и языковые средства, характерные для волшебной сказки.
3. Назовите персонажей, которые стали волшебными помощниками Ивана. Почему животные помогали Ивану погубить Кощея?
4. Что позволяет назвать сказку волшебной?
5. Почему таким долгим и трудным был путь Ивана-царевича к Василисе Премудрой?
6. Найдите в тексте описание труда Василисы Премудрой. Как она трудится? Как оценивают её работу?
Выполни задание
Реши самостоятельно