Д.И.Фонвизин. Комедия «Недоросль»
Фонвизин больше года прожил во Франции, глубоко вникая в ее просветительские доктрины. Его занимали все сферы социальной жизни страны, он вникал в философию, юриспруденцию. Большое внимание писатель уделял театральным постановкам, в частности, комедиям.
Когда писатель возвратился в Россию, у него возник замысел комедии «Недоросль», где герои получат говорящие фамилии, чтобы глубже выразить смысл комедии. Работа над историей создания заняла у писателя почти три года, началась в 1778 году, а окончательный год написания – 1782.
Соответствия в построении комедии законам классицизма | |
Законы классицизма | Построение комедии |
Правила «трех единств» | |
единство места | поместье Простаковых |
единство времени | в течение одних суток |
единство действия | борьба трех претендентов за право стать мужем Софьи |
Разделение всех героев на положительных и отрицательных | Положительные герои:Стародум, Правдин, Милон, Софья Отрицательные герои: Простаков, Простакова, Митрофан, учителя (Вральман, Кутейкин, Цыфиркин) |
Назначение комедии: | смехом казнить пороки |
«Говорящие» фамилии персонажей | Скотинин, Простакова (а в девичестве Скотинина), Митрофан, Вральман, Кутейкин, Правдин, Стародум, Софья (греч. «мудрость») |
Все любимые (положительные) герои Фонвизина в соответствии с правилами классицизма говорят «высоким штилем», правильным литературным языком, так как рассуждают они о высоких понятиях государственного служения и нравственного долга. | |
Главный итог комедии: порок наказан, а добродетель торжествует. |
Урок Митрофана
- Про «экзамен» Митрофана сказано, что в этой сцене происходит столкновение истинного просвещения и воинствующего невежества. Согласны ли вы с этим? Почему?
Тришкин кафтан
- Как вы думаете, почему комедия начинается сценой с портным Тришкой?
- Что мы узнаём о жизни в доме Простаковых при внимательном прочтении 1-ого действия?
Нравы семьи Простаковых
- Что мы узнаем от Простаковой и Скотинина об их родственниках?
- Каковы взаимоотношения между членами семьи?
- Каковы отношения дворян к крепостным, интересы помещиков?
Отрицательные герои
- Каково назначение отрицательных героев? Показать, какими и как не должно быть.
- К какому выводу приходит автор по проблеме дворянства и крепостного права?
Образ Стародума
- Расскажите, о чём говорит Стародум, какие пороки он обличает в своих монологах?
Образ Простаковой
- Как вы думаете, почему комедия начинается сценой с портным Тришкой?
- Что мы узнаём о жизни в доме Простаковых при внимательном прочтении 1-ого действия?
Нравы семьи Простаковых
- Что мы узнаем от Простаковой и Скотинина об их родственниках?
- Каковы взаимоотношения между членами семьи?
- Каковы отношения дворян к крепостным, интересы помещиков?
Отрицательные герои
- Каково назначение отрицательных героев? Показать, какими и как не должно быть.
- К какому выводу приходит автор по проблеме дворянства и крепостного права?
Образ Стародума
- Расскажите, о чём говорит Стародум, какие пороки он обличает в своих монологах?
Образ Простаковой
Заполните таблицу
Адресат речи Простаковой | Примеры речи, слова и обращения |
1. С крепостными и учителями | |
2. С Софьей | |
3. С Митрофаном | |
4. Со Стародумом |