Дж. Лондон. «Сказание о Кише». Часть 1
Запомни. Важно
Рассказ — небольшое эпическое произведение, повествующее об одном или нескольких событиях в жизни человека.
Обрати внимание
Тема справедливости, заботы о слабых — одна из ключевых в «Сказании о Кише». Главный герой рассказа подаёт нам положительный пример: «Я, Киш, его сын, тоже буду охотиться и приносить мясо и есть его. И знайте отныне, что делёж моей добычи будет справедлив. И ни одна вдова, ни один беззащитный старик не будут больше плакать ночью оттого, что у них нет мяса, в то время как сильные мужчины стонут от тяжкой боли, ибо съели слишком много. И тогда будет считаться позором, если сильные мужчины станут объедаться мясом!»; «И в дележе он был справедлив. Так же, как и отец его, он следил за тем, чтобы самый хилый старик и самая старая старуха получали справедливую долю, а себе оставлял ровно столько, сколько нужно для пропитания».
Разбираем вместе
1. Прочитай самостоятельно биографию Джека Лондона в учебнике на с. 228—229.
2. Составь план статьи учебника. Перескажи её по плану.
Рассказ — небольшое эпическое произведение, повествующее об одном или нескольких событиях в жизни человека.
Обрати внимание
Тема справедливости, заботы о слабых — одна из ключевых в «Сказании о Кише». Главный герой рассказа подаёт нам положительный пример: «Я, Киш, его сын, тоже буду охотиться и приносить мясо и есть его. И знайте отныне, что делёж моей добычи будет справедлив. И ни одна вдова, ни один беззащитный старик не будут больше плакать ночью оттого, что у них нет мяса, в то время как сильные мужчины стонут от тяжкой боли, ибо съели слишком много. И тогда будет считаться позором, если сильные мужчины станут объедаться мясом!»; «И в дележе он был справедлив. Так же, как и отец его, он следил за тем, чтобы самый хилый старик и самая старая старуха получали справедливую долю, а себе оставлял ровно столько, сколько нужно для пропитания».
Разбираем вместе
1. Прочитай самостоятельно биографию Джека Лондона в учебнике на с. 228—229.
2. Составь план статьи учебника. Перескажи её по плану.
Составим план статьи
Период | Описание |
Трудное детство и юность будущего писателя | Джек
Лондон родился в Сан-Франциско в семье разорившегося фермера. С детства
он испытывал нужду и узнал труд; учась в школе, он зарабатывал продажей
газет, затем работал на консервной фабрике, а в 14 лет, уйдя из дома,
начал самостоятельную жизнь, полную приключений и лишений |
Смена множества профессий | Дж.
Лондон становится матросом на торговом судне; вернувшись в Америку из
плавания, он сменяет множество профессий, скитается вместе с другими
безработными по разным штатам, сидит в тюрьме за бродяжничество |
Джек Лондон — золотоискатель | В
1897 году Дж. Лондон, захваченный «золотой лихорадкой», вызванной тем,
что на Аляске (Клондайк) и в Северо-Западной Канаде было открыто золото,
отправляется на далёкий Север искать счастья. Север, суровая природа,
нравы золотоискателей и индейцев дали Дж. Лондону богатый и свежий
материал для многих его произведений, которые он создаёт, вернувшись на
родину |
Начало писательской деятельности | Начиная
с 1900 года появляются сборники его рассказов о жизни золотоискателей и
индейцев Севера, затем о путешествиях и приключениях в южных морях.
Рассказы имеют большой успех. Дж. Лондон становится профессиональным
писателем. Северные и морские рассказы Дж. Лондона составляют ряд
сборников («Сын волка», «Дети мороза», «Сказки южных морей» и др.) |
Основные черты характера Дж. Лондона, которые помогли ему стать писателем | Мужественность, смелость, благородство, трудолюбие, развитое воображение, любовь к книгам, путешествиям |
Мужественные герои произведений Дж.Лондона | Киш, Мартин Иден, Генри Морган, Фрэнсис Морган |
3. Ответь на вопросы к рассказу Джека Лондона «Сказание о Кише».
• Кто является главным героем рассказа? Киш.
• Что было самым главным в его характере? Почему его стали уважать люди? В ответе используй цитаты из текста.
Киш был храбрым, смелым мужчиной, несмотря на то, что ему было лишь 13 лет. Он боролся за справедливость не только в отношении себя, но и в отношении всех людей своего посёлка. Киш «один, совсем один совершил такой великий подвиг»: он отправился на свою первую охоту, его не было три дня, началась пурга, но Киш не только смог убить мед¬ведицу и двух медвежат, а также и освежевать, разделать туши, взвалить 300 фунтов на нарты и везти по неровному льду до посёлка.
• Что было самым главным в его характере? Почему его стали уважать люди? В ответе используй цитаты из текста.
Киш был храбрым, смелым мужчиной, несмотря на то, что ему было лишь 13 лет. Он боролся за справедливость не только в отношении себя, но и в отношении всех людей своего посёлка. Киш «один, совсем один совершил такой великий подвиг»: он отправился на свою первую охоту, его не было три дня, началась пурга, но Киш не только смог убить мед¬ведицу и двух медвежат, а также и освежевать, разделать туши, взвалить 300 фунтов на нарты и везти по неровному льду до посёлка.
4. Прочитай фрагмент с начала рассказа до слов «Я, Киш, сказал всё».
• Как можно озаглавить этот эпизод?
Киш на совете охотников.
• Почему Киш выступил на совете охотников?
Киш считал, что с его матерью обходятся несправедливо.
• Почему охотники рассердились на него?
Киш, будучи подростком, смело выступил на совете, пообещав, что снова будет выступать здесь только тогда, когда члены совета сами к нему придут.
• Можно ли назвать его выступление дерзким, неуважительным к старшим? Можно ли оправдать Киша?
Выступление Киша можно назвать дерзким, но его оправдывает то, что Киш говорил за свою мать, добиваясь справедливости: «У матери нет никого, кроме меня, и поэтому говорю я». После совета Киш отправился на охоту, ответил за свои слова, а став самым лучшим охотником, показал пример справедливого отношения к людям.
• Какие качества характера Киша проявились в этом эпизоде?
Мужественность, смелость, самоуверенность, борьба за справедливость,
чувство собственного достоинства.
Сделай сам
1. Рассмотри иллюстрацию художника С. Цигаля в учебнике на с. 236. Таким ли ты представляешь себе героя рассказа? Если ты не согласен с художником, то нарисуй портрет героя сам.
2. Подготовь план устного рассказа о Кише, сопроводи его рисунками.
Киш на совете охотников.
• Почему Киш выступил на совете охотников?
Киш считал, что с его матерью обходятся несправедливо.
• Почему охотники рассердились на него?
Киш, будучи подростком, смело выступил на совете, пообещав, что снова будет выступать здесь только тогда, когда члены совета сами к нему придут.
• Можно ли назвать его выступление дерзким, неуважительным к старшим? Можно ли оправдать Киша?
Выступление Киша можно назвать дерзким, но его оправдывает то, что Киш говорил за свою мать, добиваясь справедливости: «У матери нет никого, кроме меня, и поэтому говорю я». После совета Киш отправился на охоту, ответил за свои слова, а став самым лучшим охотником, показал пример справедливого отношения к людям.
• Какие качества характера Киша проявились в этом эпизоде?
Мужественность, смелость, самоуверенность, борьба за справедливость,
чувство собственного достоинства.
Сделай сам
1. Рассмотри иллюстрацию художника С. Цигаля в учебнике на с. 236. Таким ли ты представляешь себе героя рассказа? Если ты не согласен с художником, то нарисуй портрет героя сам.
2. Подготовь план устного рассказа о Кише, сопроводи его рисунками.