Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 13.06.2025, 08:32

Меню сайта
Методическая копилка
Обучающимся
Электронный журнал

ГИС "Образование Югры"

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Погода


TestEdu v1.3 - 2022 год Лексическое значение слова № 1
Подготовка к ЕГЭ - 2025. Задание 2. Лексическое значение слова
Русский язык 11 класс   |     Вопросов: 9   
Вопрос № 1

Прочитайте текст и выполните задание.
Когда ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ум начинает мучиться мыслями о том, для чего же живут люди, в чём заключается счастье, то перед непостижимой сложностью этих, казалось бы, простых вопросов встаёт в тупик даже самая изощрённая мудрость. Выдающийся немецкий естествоиспытатель и географ Александр Гумбольд сменил сытое благополучие на ТЯЖЁЛУЮ жизнь путешественника. Богатство, измеряемое в купюрах, он СМЕНИЛ на богатство красок тропической природы, изощрённому комфорту предпочёл первозданную радость открытий.
Прочитайте отрывок из его письма, которое он из Южной Америки отправил своему брату. "Удивительные растения, электрические угри, тигры, броненосцы, обезьяны, попугаи… Мы бегаем как угорелые, боимся сойти с ума, если все эти чудеса скоро не исчерпаются! Но ещё прекраснее всех этих отдельных чудес общее впечатление от этой природы - могучей, роскошной и в то же время лёгкой, весёлой и мягкой…" В этом ликующем возгласе мы ощущаем бьющую через край радость, невольно представляем себе самозабвенную улыбку на лице этого по-настоящему счастливого человека.
Люди, подобные Гумбольду, часто воспринимаются окружающими как чудаки, жизнь которых противоречит здравому рассудку. <...> человек высший смысл видит в КУСКЕ прожаренного мяса, то ему, конечно, подвиг Гумбольда покажется вздорным сумасбродством. Однако имена тех, кто покорно служил своему желудку, без следа исчезли во времени, а имена тех, кто пролагал НОВЫЕ пути через дебри непознанного, кто находил свет, где прежде клубилась тьма, кто не знал покоя, когда другие спали, - остались в вечности.
(По материалам средств массовой информации)

В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте.

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ. То же, что человечный.
ТЯЖЁЛЫЙ. Имеющий большой вес, отягощающий.
СМЕНИТЬ. Начать действовать вместо другого, заняв чьё-н. место.
КУСОК. Отдельная часть чего-н.
НОВЫЙ. Впервые созданный или сделанный, появившийся или возникший недавно, взамен прежнего, вновь открытый.
Вопрос № 2

Прочитайте текст и выполните задание.
После встречи в поезде с художником я приехал в Ленинград. Снова открылись передо мной торжественные АНСАМБЛИ его площадей и пропорциональных зданий.
Я подолгу всматривался в них, стараясь разгадать их архитектурную тайну. Она заключалась в том, что <...> здания производили впечатление величия, на самом же деле они были невелики. Одна из самых замечательных построек - здание Главного штаба, вытянутое плавной дугой против Зимнего дворца, - по своей высоте не превышает четырёхэтажного дома. А между тем оно гораздо величественнее любого современного высотного дома.
Разгадка была ПРОСТАЯ. Величественность зданий зависела от их соразмерности, гармонических пропорций и от небольшого ЧИСЛА украшений: оконных наличников, барельефов.
Всматриваясь в эти здания, понимаешь, что хороший ВКУС - это прежде всего чувство меры.
Я уверен, что эти же законы соразмерности частей, отсутствия всего лишнего, простоты, при которой видна и ДОСТАВЛЯЕТ истинное наслаждение каждая линия, - всё это имеет некоторое отношение и к прозе.
Писатель, полюбивший совершенство классических архитектурных форм, не допустит в своей прозе тяжеловесной и неуклюжей композиции. Он будет добиваться соразмерности частей и строгости словесного рисунка.
Композиция прозаической вещи должна быть доведена до такого состояния, чтобы нельзя было ничего выбросить и ничего прибавить без того, чтобы не нарушились смысл повествования и закономерное течение событий.
(По К.Г. Паустовскому)

В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте.

АНСАМБЛЬ. Исполнительский коллектив (певцов, музыкантов, а также состав исполнителей). А. песни и пляски.
ПРОСТОЙ, полн. ф. Не лучшего качества, грубый по обработке. П. помол. П. холст (небелёный). Простые чулки (хлопчатобумажные).
ЧИСЛО, кого-чего. Количество считаемого, поддающегося счёту. Ч собравшихся. Значительное ч. ошибок. Отряд числом в двадцать человек (в числе двадцати человек). Большое ч. людей.
ВКУС. Чувство, понимание изящного, красивого. Тонкий в. Одеваться со вкусом. На чей-нибудь вкус, в чьём-нибудь вкусе (с точки зрения чьих-нибудь мнений об изящном, красивом).
ДОСТАВЛЯТЬ, что. Обеспечивать, предоставлять, приносить (то, что названо существительным). Д. удовольствие, неприятность. Д. много хлопот.
Вопрос № 3

Прочитайте текст и выполните задание.
Кумиры нам нужны как эталоны, на которые хочется РАВНЯТЬСЯ, которым хочется подражать. Я не говорю здесь об имеющих место фактах создания и насаждения ЛОЖНЫХ кумиров, олицетворяющих пошлость и низкопробность. Я говорю о кумирах, которые основывают <...> деятельность (творческую, общественную) на ВЕЧНЫХ ценностях культуры, нравственности, уважения к человеку, даже если они олицетворяют новые веяния и тенденции в своей СФЕРЕ. Именно за это мы их возносим на пьедестал.
Но наша беда в том, что, возвышая кумира над собой, мы нередко именно этого ему не прощаем. А не имея возможности возвыситься до него, стремимся уподобить его имидж нашему, придумываем небылицы о его жизни и творческой судьбе, дабы подтвердить свою с ними похожесть. Утрируя проявление каких-либо слабостей кумиров, мы забываем простую истину о том, что их недостатки есть неотъемлемый элемент того, что составляет суть их личности и таланта, вознёсших их на вершину известности, славы.
И к названным нюансам отношений с кумиром нелишне ДОБАВИТЬ ещё один аспект - это стремление после его ухода, когда он уже не может опровергнуть тот или иной факт, случай, сплетню, причислить себя к его друзьям, а то и покровителям. Стоит вспомнить о том, сколько "подлинных" друзей нашлось после смерти В. Высоцкого.
(По Л.Г. Матрос)

В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте.

РАВНЯТЬСЯ. Становиться по прямой линии в строю.
ЛОЖНЫЙ. Мнимый, намеренно выдаваемый за истинное.
ВЕЧНЫЙ. Не перестающий существовать.
СФЕРА. Поверхность и внутреннее пространство шара
ДОБАВИТЬ. Дать, вложить ещё, дополнительно.
Вопрос № 4

Прочитайте текст и выполните задание.
В соответствии со ст. 125 Трудового КОДЕКСА РФ отзыв работника из отпуска допускается только с его согласия. Неиспользованная <...> этим часть отпуска должна быть предоставлена по выбору работника в удобное для него время в течение текущего рабочего ГОДА или присоединена к отпуску за следующий рабочий год. При отзыве из отпуска ДОЛЖЕН быть произведён перерасчёт заработной ПЛАТЫ. За те дни, которые сотрудник отработал вместо отпуска, ему начисляется заработная плата. Отпускные за неиспользованные дни отпуска по договорённости с работодателем ВНОСЯТСЯ работником в кассу или оформляются как аванс под будущую зарплату.

В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте.

КОДЕКС. Совокупность правил, убеждений (книжн.). Кодекс чести.
ГОД. Промежуток времени, в который завершается цикл каких-н. работ, занятий. Учебный год.
ПЛАТА. Награда или кара, воздаяние. Плата за предательство.
ДОЛЖЕН. Взял взаймы, обязан вернуть долг. Должен мне сто рублей.
ВНОСИТЬ. Платить, делать денежный взнос. Вносить плату.
Вопрос № 5

Прочитайте текст и выполните задание.
В связи с вопросом о предмете стилистики выдвигается вопрос об особом стилистическом уровне. При этом обычно говорят об уровне разнообразных стилистических приемов. Однако стилистические приемы создаются и употребляются в РЕЧИ, в тексте в процессе функционирования. Назначение их самое разное в зависимости от коммуникативных ЗАДАЧ. Они могут твориться заново, СТРОИТЬСЯ по известным моделям и, наконец, использоваться в готовом виде. В структурном отношении они могут быть лексико-семантическими, словообразовательными, фразеологическими, грамматическими (в том числе синтаксическими), а также собственно текстовыми сущностями (выходящими за пределы предложения), например, композиционными. Это говорит о том, что особого языкового уровня (в общепринятом речеведческом смысле) они не образуют, так как составляют неравновеликие и качественно разнородные, то есть принадлежащие к разным языковым ярусам, единицы и явления. (В языке нет уровня, состоящего из каких-то особых, САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ стилистических единиц или приемов.) Правда, все эти средства объединяются единой функцией в речи - направленностью на эффективность высказывания. Таким образом, и стилистика приемов "прорезает" разные уровни языковой системы, а <…> и не составляет особого уровня языка. Кроме того, эта стилистика ПРИЕМОВ представляет собой аспект употребления языка, узус, то есть опять-таки "особый угол зрения", и, соответственно, относится к функционированию языка.

В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте.

РЕЧЬ. Звучащий язык (противопоставление системы языка и её функционирования). Русская речь музыкальна
ЗАДАЧА. Упражнение, которое выполняется посредством умозаключения, вычисления. Сборник упражнений.
СТРОИТЬСЯ. Становиться в строй. "Ровняясь, строятся полки" Пушкин.
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ. Решительный, обладающий собственной инициативой. Самостоятельный человек.
ПРИЁМ. Способ в осуществлении чего-либо. Художественный приём.
Вопрос № 6

Прочитайте текст и выполните задание.
Мне рассказали недавно ИСТОРИЮ о елке, посаженной в одном московском дворе. Это была голубая серебристая ель. Голубое дерево из сказки.
Жильцы, въехавшие в новый ДОМ, посадили елку сами. Для нее вырыли глубокую яму, подготовили ей хорошую рыхлую землю, обложили дно ямы лесным дерном. Привезли даже немного хвои из леса и посыпали вокруг елки, <…> она чувствовала себя, как дома.
Дерево принялось. На ветках появились свежие, пушистые побеги. Голубая ель стала гордостью всего дома, его украшением. Она пышно разрослась и вечером, если вы проходили мимо, вас КАСАЛСЯ задумчивый и щемящий запах лесной хвои, запах детства, запах чистоты.
И вот однажды, перед Новым годом, жильцы, выйдя из дома ранним утром, увидели, что елку кто-то срубил. Срубил не у КОРНЯ, а забрал юную пушистую ВЕРХУШКУ. Изуродованное дерево стояло во дворе, беспомощно распластав оставшиеся нижние ветви, словно ему отрубил голову палач. Люди долго смотрели на ель, не веря своим глазам,- смотрели с болью, содроганием, гневом...
На следующий день жильцы прикрепили к дереву табличку. Табличка была сделана добротно, старательно, на ней было написано крупными отчетливыми буквами: "Памятник подлецу, который под Новый год срубил эту елку".
Ель засохла и умерла. Табличка на мертвом дереве укреплена до сих пор.
Человек, убивший дерево, проходит, может быть, мимо него каждый день. И каждый день мертвая ель, как молчаливый укор совести, напоминает ему о содеянном.
(По Т. Тэсс)

В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте.

ИСТОРИЯ. Рассказ, повествование (разг.)
ДОМ. Место, где живут люди, объединённые общими интересами, условиями существования.
КАСАТЬСЯ. Затрагивать какой-н. вопрос в изложении.
КОРЕНЬ. Внутренняя, находящаяся в теле часть волоса, зуба, ногтя.
ВЕРХУШКА. Верх, верхняя часть чего-либо.
Вопрос № 7

Прочитайте текст и выполните задание.
Осенью 1832 года доктор Даль, ординатор Санкт-Петербургского военно-сухопутного госпиталя, отправился к Пушкину со <...> книгой "Русские сказки", недавно изданной и вызвавшей неудовольствие правительства, нашедшего в них политический умысел. Оставшиеся у книгопродавцев экземпляры "Русских сказок" были изъяты, автор допрашивался в Третьем отделении.
Прежде Даль не был близко знаком с Пушкиным и теперь шёл к поэту с понятным ВОЛНЕНИЕМ.
Сам Даль так вспоминает об этой встрече с Пушкиным: "Пушкин по обыкновению своему ЗАСЫПАЛ меня множеством отрывочных замечаний, которые все шли к делу, показывали ГЛУБОКОЕ чувство истины.""Сказка сказкой, - говорил он, - а язык наш сам по себе, и ему-то нигде нельзя дать этого русского раздолья, как в сказке. А как это сделать, - надо бы сделать, чтобы научиться говорить по-русски и не в сказке… А что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото! А не даётся в руки, нет!"".
Пушкина порадовало собирательство Далем НАРОДНЫХ слов, пословиц и поговорок. Позднее Даль писал: "Я не пропустил дня, чтобы не записать речь, слово, ОБОРОТ на пополнение своих запасов". И дальше: "Пушкин горячо поддерживал это направление".
По настоянию Пушкина Даль стал готовить словарь живого великорусского языка, и перстень, подаренный ему умирающим Пушкиным, - это дружеское напутствие, благословение на великий подвиг.
(По В.И. Страдымову)

В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте.

ВОЛНЕНИЕ. Движение волн на водной поверхности.
ЗАСЫПАТЬ. Покрыть слоем чего-н. сыпучего.
ГЛУБОКИЙ. Обладающий глубиной, большой и сильный.
НАРОДНЫЙ. Имеющий большие заслуги перед всем народом.
ОБОРОТ. Словесное выражение.
Вопрос № 8

Прочитайте текст и выполните задание.
Стыдно, женка. <…> на меня сердишься, не разбирая, кто виноват, я или ПОЧТА, и оставляешь меня две недели без известия о себе и о детях. Я так был смущен, что не знал, что и подумать. ПИСЬМО твое успокоило меня, но не утешило. Описание вашего путешествия в Калугу, как ни смешно, для меня вовсе не забавно. Что за ОХОТА таскаться в скверный уездный городишко, чтоб видеть скверных актеров, скверно играющих старую, СКВЕРНУЮ оперу? Просил я тебя по Калугам не разъезжать, да, видно, уж у тебя такая НАТУРА.
(по А.С. Пушкину)

В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте.

ПОЧТА. Сообщение между пользователями компьютеров посредством модемной связи, сети Интернет и т. п.
ПИСЬМО. Написанный текст, посылаемый для сообщения чего-н. кому-н.
ОХОТА. Поиски, выслеживание зверей, птиц с целью умерщвления или ловли.
СКВЕРНЫЙ. Плохого качества, негодный, неважный.
НАТУРА. Характер человека, темперамент.
Вопрос № 9

Прочитайте текст и выполните задание.
Есть много книг о "хороших манерах". Эти книги объясняют, как ДЕРЖАТЬ себя в ОБЩЕСТВЕ, в гостях и дома, со старшими и младшими, как говорить и как одеваться. Но люди обычно мало черпают из этих книг. Происходит <…>, я думаю, потому, что в книгах о хороших манерах редко объясняется, зачем нужны хорошие манеры.
Что же лежит в основе руководства для приобретения хороших манер? Простое ли это СОБРАНИЕ "рецептов" поведения?
В основе всех хороших манер лежит одна ЗАБОТА - о том, чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали себя хорошо.
Надо уметь не мешать друг другу. Поэтому не надо шуметь. Поэтому не надо чавкать, звонко класть вилку в тарелку, громко говорить за обедом. Не надо говорить с набитым ртом, чтобы у соседей не было опасений. И не надо класть локти на стол - опять-таки, чтобы не мешать соседу. Быть опрятно одетым надо потому, что в этом сказывается уважение к другим: на вас не должно быть противно смотреть.
Как видите, в так называемых хороших манерах есть глубокий смысл. И воспитывать в себе нужно не столько манеры, сколько то, что выражается в них - бережное отношение к людям, к ПРИРОДЕ.
Надо не запоминать сотни правил, а запомнить одно - необходимость уважительного отношения к другим. А тогда манеры сами придут к вам, придет память на правила хорошего поведения, желание и умение их применять.
(По Д.С. Лихачеву)

В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте.

ДЕРЖАТЬ. Иметь в руках.
ОБЩЕСТВО. Та или иная среда людей, компания.
СОБРАНИЕ. Лица, собравшиеся для обсуждения и решения каких-нибудь вопросов, участники заседания.
ЗАБОТА. Внимание, попечение, уход.
ПРИРОДА. Весь неорганический и органический мир в его противопоставлении человеку.
.
Вход на сайт
Поиск
Алексеева Т.Н.
***
Душа ребенка – чистая слеза
В ней и тепло, и свет, и откровенье
А искренность, доверчивость в глазах
И ожиданье доброго общенья.
Но чтобы душу детскую понять
При этом не поранить , не обидеть
Как много сил нам надо отдавать
И чутким быть, и многое предвидеть
Международный конкурс
Всероссийский конкурс
Календарь
«  Июнь 2025  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Друзья сайта
Официальный блог
Сообщество uCoz
База знаний uCoz
Наш опрос
Оцените мой сайт

Всего ответов: 675

Кто посетил сайт?

Всего ответов: 704



Copyright MyCorp © 2012 - 2025