Главная | Регистрация | Вход | RSSПонедельник, 16.06.2025, 19:32

Меню сайта
Методическая копилка
Обучающимся
Электронный журнал

ГИС "Образование Югры"

Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Погода


TestEdu v1.3 - 2022 год Лексическое значение слова № 2
Подготовка к ЕГЭ - 2025. Задание 2. Лексическое значение слова
Русский язык 11 класс   |   Вопросов: 10  
Вопрос № 1

Прочитайте текст и выполните задание.
Воробей
Идет весна! Каждый старается принарядиться для ВСТРЕЧИ ее. <…> воробьи и те хотят встретить весну попараднее.
Всмотритесь, ведь это не тот воробей, которого мы видели зимой. У зимнего воробья клюв был желтый, а теперь почернел. Зимой воробей был неуклюж. Он ерошил свои ПЕРЬЯ, чирикал редко, больше все хмурился. А теперь его не узнаешь, словно он причесался после ВАННЫ. Перышки блестят, лежат плотно, и весь воробей выглядит таким ловким франтом. Говорлив стал просто на удивленье. Полюбуйтесь, вот он на КРЫШЕ. ХВОСТ поднят кверху, крылышки опущены. С задорным видом поглядывают глазки направо и налево.
(По М. Богданову)

В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте.

ВСТРЕЧА. Собрание, устраиваемое с целью знакомства с кем-н., беседы.
ПЕРО. Роговое образование кожи у птиц, полый стерженёк с пушистыми отростками по бокам.
ВАННА. Лечение воздействием на тело солнца, воздуха, грязей.
КРЫША. Верхняя часть здания, строения, служащая его покрытием и защищающая его от вредных атмосферных явлений.
ХВОСТ. Остаток, невыполненная часть чего-н. (обычно об экзаменационной задолженности)
Вопрос № 2

Прочитайте текст и выполните задание.
Менеджмент представляет собой сложное социально-экономическое, информационное и организационно-технологическое ЯВЛЕНИЕ, процесс деятельности, имеющий дело со СМЕНОЙ состояний, качеств объекта, что предполагает наличие определенных тенденций и этапов. Отсюда он связан с закономерностями и принципами, которые составляют ПРЕДМЕТ любой науки. Здесь и генезис, и эволюция, и резкие скачки, и тупиковые ситуации, и целеполагание, и надежда. Менеджмент ВКЛЮЧАЕТ знания, навыки, умения, приемы, операции, процедуры, алгоритмы воздействия через мотивацию, <…> все то, что входит в понятие социальных и человеческих технологий.
В системе современного менеджмента в качестве управления рассматриваются, во-первых, ОРГАНИЗАЦИИ или предприятия-товаропроизводители, во-вторых, процессы управления как явления. Современный менеджмент рассматривается как особая динамическая организация управления.

В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте.

ЯВЛЕНИЕ. часть акта, в которой состав действующих лиц не меняется.
СМЕНА. Перемена, замена одного другим.
ПРЕДМЕТ. Тот (то), на кого (что) направлена мысль, какое-н. действие, объект.
ВКЛЮЧАТЬ. Присоединять к системе действующих аппаратов.
ОРГАНИЗАЦИЯ. Компания, корпорация, фирма, предприятие или учреждение, или их подразделения, объединенные или нет, общественные или частные, выполняющие самостоятельные функции и имеющие администрацию.
Вопрос № 3

Прочитайте текст и выполните задание.
Поговорим о бабушках
Давайте поговорим о стариках - о собственных, родных бабушках.
Ох уж эта бабушка! Надоедает, считает МАЛЕНЬКИМ, заставляет есть, <…> уже не хочется. Во все вмешивается, делает замечания даже при ребятах. Кутает, когда все во ДВОРЕ давно раздетые бегают. А то придет к школе в дождь и стоит с плащом и с зонтиком, позорит только. Ну что делать с такой бабушкой? И стыдно бывает потом за свою грубость, да сдержаться трудно. Внутри как будто пружина сжимается и хочет распрямиться, вытолкнуть возражения.
Знаешь, что делать с бабушкой? Надо прощать. Она-то сколько прощает тебе? Терпеть-это БЛИЗКИЙ человек. Опекать, беречь. Пусть она считает тебя маленьким и беспомощным, ты-то знаешь, что во многом сильнее ее, здоровей, шустрей. Нет, не за то, что она тебе "жизнь отдает". Просто потому, что бабушке твоей осталось жить меньше, чем тебе, и потому, что старость - довольно тяжкое и печальное ВРЕМЯ жизни. Все свое, личное, у нее позади - заботы, радости, тревоги, интересная жизнь, надежды. И только ты - ее единственная забота, ее последняя радость, ее постоянная тревога, ее основной жизненный интерес, ее тайная надежда.
А потом, у каждого возраста есть особенности. Вот и у стариков они есть - ворчать, вспоминать прошлое, поучать. Ты же не будешь обижаться на грудного младенца, если он кричит. Это его возрастная особенность, ему положено кричать. Не обижайся и на стариков: им по возрасту положено ворчать и поучать.
Тебе сейчас трудно представить себя СТАРЫМ, а все-таки попытайся.
(По И. Медведевой)

В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте.

МАЛЕНЬКИЙ. Незначительный, ничтожный.
ДВОР. Участок земли между домовыми постройками одного владения, одного городского участка. Детская площадка во дворе.
БЛИЗКИЙ. Находящийся, происходящий на небольшом расстоянии, недалеко отстоящий.
ВРЕМЯ. Определённый момент, в который происходит что-н.
СТАРЫЙ. Достигший старости.
Вопрос № 4

Прочитайте текст и выполните задание.
Тишину осторожно разворошил дядя Филя. Он тихо заговорил.
- В войну в одном ЭКИПАЖЕ нашей танковой роты жила собака. Обыкновенная дворняга маленького РОСТА, но такого ума, что иному человеку не мешало бы иметь. Ранена была и прихрамывала на переднюю лапу. Хвост бубликом, одно ухо торчком, другое висит. Танкисты прозвали ее Балериной.
Однажды ночью вывели нас на бережок какого-то болота. Комбат разрешил часовой СОН. Заползли мы под машины и уснули, хоть водой отливай. Со своим экипажем забрались под танк, прилегла и Балерина. Когда танкисты уснули, она будто каким механизмом завелась: суетится, визжит, то выскочит из-под МАШИНЫ, то обратно заползет. Потом водитель этого танка рассказывал: "Прямо одурела собака. Меня до того измордовала, что погон зубами оторвала. Хотел турнуть ее, да с трудом мог рукой пошевелить. Танк навалился сорокатонной железякой. Сообразил, что прочь из-под танка надо. Ползу и ору ребятам. Кое-как выкарабкался и тогда уж окончательно понял - танк осел. Выхватил пистолет, начал стрелять. Все экипажи вскинулись. Буксиром стащили наш танк, да поздно - танкисты задохнулись.
А Балерина осталась на могиле погибших. Звал <…> с собой, приманивал - не пошла. Наверное, потому, что я для нее еще был чужой. Перед самым этим боем из резерва пришел в экипаж". Его, говорит, собака выручила потому, что к тем троим уже подобраться не смогла.
Вот как ведь бывает, и на войне собака делала свое ДЕЛО, только наград не получала.
(По В. Антонову)

В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте.

ЭКИПАЖ. Личный состав корабля, космического корабля, самолета, танка
РОСТ. Размеры человека или животного в высоту.
СОН. То, что снится, видение, грезы спящего.
МАШИНА. Об организации, действующей подобно механизму, налаженно и чётко.
ДЕЛО. Профессия, мастерство, круг знаний.
Вопрос № 5

Прочитайте текст и выполните задание.
Единственная жена Фиделя Кастро вернулась на Кубу после сорокалетней эмиграции.
Как сообщает британское ИЗДАНИЕ "Independent", по официальной версии, проживающая в Испании 78-летняя Мирта Диаз-Баларт прилетела на Остров свободы повидаться со своим сыном Фиделито, родившимся еще до того МОМЕНТА, как Кастро захватил власть. По другой версии, экс-супруга Кастро прибыла на Кубу с намерением встретиться с Фиделем, проходящим реабилитацию после перенесенной ОПЕРАЦИИ. Фидель и Мирта были женаты в 1948-1955 годах, потом РАЗВЕЛИСЬ. С тех пор вождь, <…> и не был обделен женским ОБЩЕСТВОМ, официально женат не был.

В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте.

ИЗДАНИЕ. Количество экземпляров какой-нибудь книги, выпущенных одновременно, в один завод.
МОМЕНТ. Обстоятельство, отдельная сторона какого-н. явления.
ОПЕРАЦИЯ. Лечебная помощь, выражающаяся в непосредственном механическом воздействии на ткани, органы.
РАЗВЕСТИСЬ. Расплодиться, размножиться.
ОБЩЕСТВО. Совместное пребывание с кем-н.
Вопрос № 6

Прочитайте текст и выполните задание.
Связанные корни
КОРЕНЬ - это главная, обязательная ЧАСТЬ слова. Именно корень выражает основное значение слова. Сравним слова дом и домик: суффикс обозначает размер - маленький, а корень - сам предмет; бежать и прибежать: приставка обозначает "приближение", а корень - само ДЕЙСТВИЕ.
Но так бывает не всегда.
Возьмем глаголы обуть и разуть. В <…> четко осознаются приставки об- и раз-, показатель инфинитива -ть. Где же корень? Корень -у-. Этот корень выделяется как ОСТАТОК после вычленения приставки и других глагольных показателей. Его особенность СОСТОИТ в том, что он не употребляется вне сочетания с приставками. Такие корни, которые употребляются только в сочетании с приставками или суффиксами, называют связанными, отличая их от "обычных" - свободных корней.
(По Е. Земской)

В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте.

КОРЕНЬ. В языкознании: основная, значимая часть слова, вычленяемая в нём после отделения окончания, приставок и суффиксов.
ЧАСТЬ. Раздел, подраздел произведения.
ДЕЙСТВИЕ. Поступки, поведение.
ОСТАТОК. Оставшаяся часть чего-н. израсходованного, истраченного.
СОСТОЯТЬ. Иметь содержанием, сутью что-н.
Вопрос № 7

Прочитайте текст и выполните задание.
В весеннем лесу
Мы в весеннем лесу. Зорко оглядываюсь по СТОРОНАМ и замечаю что-то розовато-синее. Бегу посмотреть. Это РАСПУСТИЛСЯ цветок медуницы. На толстом зеленом стебле красуются отдельные цветочки, похожие на крохотные кувшинчики. Верхние из них нежно-розовые, а те, что пониже,- лиловые.
Выходим на небольшую поляну. Вокруг нее толпятся молодые березки. Посредине синеет, как продолговатое зеркало, весенняя лужа. Она полна до КРАЕВ прозрачной снеговой воды.
Я заглядываю в воду. Она так чиста, что на ДНЕ отчетливо виден каждый прошлогодний листок, каждая затонувшая веточка. В луже оживленно плавают лягушки. Они таращат на меня выпученные глаза, <…> не боятся, не хотят нырять. Они, как бы здороваясь со мной, издают какие-то урчащие приветственные звуки.
Уже вечереет. Солнце, как начищенный медный таз, будто висит над ДАЛЬНИМ лесом. Оно такое огромное, красноватое. А вот прямо на нем появилось длинное серебристое облачко, словно рыбу в таз положили.
Как хорошо кругом!
(По Г. Скребицкому)

В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте.

СТОРОНА. Одна из поверхностей, один из боков чего-н.
РАСПУСТИТЬСЯ. Стать распущенным, наглым.
КРАЙ. Предельная линия, предельная часть чего-н.
ДНО. Грунт под водой водоёма, реки, моря.
ДАЛЬНИЙ. Восходящий к общему предку не ближе, чем в третьем колене.
Вопрос № 8

Прочитайте текст и выполните задание.
Руки разбудят спящую красоту
На верстаке лежит дубовая ДОСКА. Она перекошена, в трещинах. ЦВЕТ у нее как у гнилого сена. Темные сучки похожи на старческие закрытые глаза.
Но Алеша видит не только это.
Он видит, что в доске скрыт столик. Небольшой шахматный столик на ОСТРЫХ точеных НОЖКАХ. У него круглое подстолье, <…> крышка тонкая, легкая. Если стукнуть в нее, звенит как бубен.
Если бы Алеша делал не столик, он увидел бы в доске еще что-нибудь. В доске много разных вещей. Только скрыты под грязной корой, спят как мертвые. Но Алеша может их разбудить.
Он обнимет рубанок за теплую спинку, проведет по доске. Морщинистая стружка брызнет кверху. И откроется ЧИСТОЕ дерево, будто кожа в легком загаре. А дубовый сучок взглянет на Алешу живым и веселым глазком. Как в сказке, Алешины руки разбудят спящую красоту.
(По Э. Шиму)

В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте.

ДОСКА. Плоский с двух сторон срез дерева, получаемый путём продольной распилки бревна.
ЦВЕТ. Один из видов красочного радужного свечения от красного до фиолетового, а также их сочетаний или оттенков.
ОСТРЫЙ. Сильно действующий на вкус или обоняние.
НОЖКА. Опора, стойка (мебели, утвари, прибора, какого-н. устройства).
ЧИСТЫЙ. Нравственно безупречный, честный, правдивый.
Вопрос № 9

Прочитайте текст и выполните задание.
В последние годы на улицах нашего города РЕЗКО увеличилось количество бездомных кошек. Во многом <...> объясняется тем, что кошка - самое распространённое ДОМАШНЕЕ животное, да и, наверное, самое плодовитое.
Человечество за долгий путь своего сосуществования с СЕМЕЙСТВОМ кошачьих придумало два надёжных способа избавления от кошачьего приплода.
Однако не у каждого поднимется рука на родившихся котят и далеко не каждый способен и имеет МАТЕРИАЛЬНУЮ возможность пойти медицинским путём. Держать же в ДОМЕ две-три кошки опять же накладно, да и беспокойно. Вот и бегают наши домашне-дикие животные сами по себе. Хорошо ли это?

В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте.

РЕЗКО. Внезапно и очень значительно.
ДОМАШНИЙ. Прирученный, не дикий.
СЕМЕЙСТВО. То же, что семья.
МАТЕРИАЛЬНЫЙ. Вещественный, реальный, в противопоставлении духовному.
ДОМ. Свое жильё.
Вопрос № 10

Прочитайте текст и выполните задание.
О человеке, личность которого приобрела символическое значение, принято при конце его жизни говорить, что вместе с ним уходит эпоха. Решусь сказать несколько иначе: с Дмитрием Сергеевичем Лихачёвым от нас уходит невосстановимый культурный тип. Увы, таких людей, вероятно, мы больше не увидим.
В нём ЖИЛА память прежде всего о том, что он успел застать и увидеть в самом конкретном и простом биографическом смысле. Им была прожита с сознательно зорким вниманием долгая жизнь <...> катаклизмов сменявших друг друга эпох: никогда не забуду, как в пору "перестройки" он при встрече сказал мне, что узнаёт в том, как разительно у людей вдруг переменились ЛИЦА, опыт, уже пережитый им в отрочестве, в роковом 1917 году, и потому ждёт в самом близком будущем самых ОСНОВАТЕЛЬНЫХ перемен. Ну часто ли нам в те дни приходилось разговаривать с НОСИТЕЛЕМ живой и осознанной памяти о событиях, положивших более семидесяти лет тому назад начало циклу, который тогда как раз подходил к концу? В чьей ещё индивидуальной памяти круг сомкнулся так осязаемо? Здесь перед нами РЕДКИЙ случай, когда сама по себе продолжительность жизни из простого биографического обстоятельства претворяется в особый шанс для мысли.
Неслучайно в прежние времена, непохожие на наши, принято было говорить о мудрости седин, о сокровищнице опыта.
(По С.С. Аверинцеву)

В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте.

ЖИТЬ. О мыслях, чувствах: иметься, быть, существовать.
ЛИЦО. Человек, личность.
ОСНОВАТЕЛЬНЫЙ. Довольно большой, значительный.
НОСИТЕЛЬ. Распространитель какой-н. инфекции.
РЕДКИЙ. Состоящий из далеко расположенных друг от друга частей, не густой; не плотный.
.
Вход на сайт
Поиск
Алексеева Т.Н.
***
Душа ребенка – чистая слеза
В ней и тепло, и свет, и откровенье
А искренность, доверчивость в глазах
И ожиданье доброго общенья.
Но чтобы душу детскую понять
При этом не поранить , не обидеть
Как много сил нам надо отдавать
И чутким быть, и многое предвидеть
Международный конкурс
Всероссийский конкурс
Календарь
«  Июнь 2025  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Друзья сайта
Официальный блог
Сообщество uCoz
База знаний uCoz
Наш опрос
Оцените мой сайт

Всего ответов: 675

Кто посетил сайт?

Всего ответов: 704



Copyright MyCorp © 2012 - 2025