Главная | Регистрация | Вход | RSSПонедельник, 16.06.2025, 13:15

Меню сайта
Методическая копилка
Обучающимся
Электронный журнал

ГИС "Образование Югры"

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Погода


TestEdu v1.3 - 2022 год Стилистический анализ текста № 1
Подготовка к ЕГЭ - 2025. Задание 3. Стилистический анализ текста
Русский язык 11 класс   |    Вопросов: 8  
Вопрос № 1

Прочитайте текст и выполните задание.
Когда ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ум начинает мучиться мыслями о том, для чего же живут люди, в чём заключается счастье, то перед непостижимой сложностью этих, казалось бы, простых вопросов встаёт в тупик даже самая изощрённая мудрость. Выдающийся немецкий естествоиспытатель и географ Александр Гумбольд сменил сытое благополучие на ТЯЖЁЛУЮ жизнь путешественника. Богатство, измеряемое в купюрах, он СМЕНИЛ на богатство красок тропической природы, изощрённому комфорту предпочёл первозданную радость открытий.
Прочитайте отрывок из его письма, которое он из Южной Америки отправил своему брату. "Удивительные растения, электрические угри, тигры, броненосцы, обезьяны, попугаи… Мы бегаем как угорелые, боимся сойти с ума, если все эти чудеса скоро не исчерпаются! Но ещё прекраснее всех этих отдельных чудес общее впечатление от этой природы - могучей, роскошной и в то же время лёгкой, весёлой и мягкой…" В этом ликующем возгласе мы ощущаем бьющую через край радость, невольно представляем себе самозабвенную улыбку на лице этого по-настоящему счастливого человека.
Люди, подобные Гумбольду, часто воспринимаются окружающими как чудаки, жизнь которых противоречит здравому рассудку. <...> человек высший смысл видит в КУСКЕ прожаренного мяса, то ему, конечно, подвиг Гумбольда покажется вздорным сумасбродством. Однако имена тех, кто покорно служил своему желудку, без следа исчезли во времени, а имена тех, кто пролагал НОВЫЕ пути через дебри непознанного, кто находил свет, где прежде клубилась тьма, кто не знал покоя, когда другие спали, - остались в вечности.
(По материалам средств массовой информации)

 Укажите все варианты ответов, в которых даны верные характеристики текста.

Выразительность, яркость, оригинальность изложения достигаются использованием эпитетов (непостижимой сложностью, изощрённая мудрость, первозданную радость, в... ликующем возгласе), метафор (богатство красок, исчезли во времени, остались в вечности), сравнения (люди, подобные Гумбольду).
Во втором (2) абзаце автор приводит цитату из письма А. Гумбольда в качестве доказательства тезиса "Открытия дают человеку радость и счастье".
Автор использует слова и выражения, придающие тексту характер непринуждённой беседы; часто встречаются в тексте слова, которые в толковых словарях сопровождаются пометой "разговорное" (в куске прожаренного мяса, желудку, дебри).
Убедительность изложения обеспечивается синтаксическими средствами, среди которых вопросительные предложения, обращения, деепричастные обороты.
Текст относится к публицистическому стилю речи, так как задача автора - поделиться с читателями важной, социально значимой мыслью о влиянии активных, творческих людей на жизнь общества.
Вопрос № 2

Прочитайте текст и выполните задание.
После встречи в поезде с художником я приехал в Ленинград. Снова открылись передо мной торжественные АНСАМБЛИ его площадей и пропорциональных зданий.
Я подолгу всматривался в них, стараясь разгадать их архитектурную тайну. Она заключалась в том, что <...> здания производили впечатление величия, на самом же деле они были невелики. Одна из самых замечательных построек - здание Главного штаба, вытянутое плавной дугой против Зимнего дворца, - по своей высоте не превышает четырёхэтажного дома. А между тем оно гораздо величественнее любого современного высотного дома.
Разгадка была ПРОСТАЯ. Величественность зданий зависела от их соразмерности, гармонических пропорций и от небольшого ЧИСЛА украшений: оконных наличников, барельефов.
Всматриваясь в эти здания, понимаешь, что хороший ВКУС - это прежде всего чувство меры.
Я уверен, что эти же законы соразмерности частей, отсутствия всего лишнего, простоты, при которой видна и ДОСТАВЛЯЕТ истинное наслаждение каждая линия, - всё это имеет некоторое отношение и к прозе.
Писатель, полюбивший совершенство классических архитектурных форм, не допустит в своей прозе тяжеловесной и неуклюжей композиции. Он будет добиваться соразмерности частей и строгости словесного рисунка.
Композиция прозаической вещи должна быть доведена до такого состояния, чтобы нельзя было ничего выбросить и ничего прибавить без того, чтобы не нарушились смысл повествования и закономерное течение событий.
(По К.Г. Паустовскому)

 Укажите все варианты ответов, в которых даны верные характеристики текста.

Лексика, употребляемая автором, стилистически однородна: в тексте отсутствуют эмоционально-оценочные слова и слова в переносном значении, используются исключительно математические термины (дугой, пропорций, линия и др.).
С помощью эпитетов ("тяжеловесной и неуклюжей композиции") автор показывает, чего следует избегать в прозаическом произведении.
Текст написан в научном стиле; цель автора - подробно описать важнейшие архитектурные особенности здания Главного штаба.
Передавая своё представление о композиции прозаического произведения, автор не только сравнивает прозу с архитектурой, но и восхищается совершенством классических архитектурных форм.
Выразительность текста обеспечивается в том числе синтаксическими средствами, среди которых - ряды однородных членов предложения (величественность зданий зависела от их соразмерности, гармонических пропорций и от небольшого числа украшений, он будет добиваться соразмерности частей и строгости словесного рисунка, чтобы не нарушились смысл повествования и закономерное течение событии).
Вопрос № 3

Прочитайте текст и выполните задание.
Кумиры нам нужны как эталоны, на которые хочется РАВНЯТЬСЯ, которым хочется подражать. Я не говорю здесь об имеющих место фактах создания и насаждения ЛОЖНЫХ кумиров, олицетворяющих пошлость и низкопробность. Я говорю о кумирах, которые основывают <...> деятельность (творческую, общественную) на ВЕЧНЫХ ценностях культуры, нравственности, уважения к человеку, даже если они олицетворяют новые веяния и тенденции в своей СФЕРЕ. Именно за это мы их возносим на пьедестал.
Но наша беда в том, что, возвышая кумира над собой, мы нередко именно этого ему не прощаем. А не имея возможности возвыситься до него, стремимся уподобить его имидж нашему, придумываем небылицы о его жизни и творческой судьбе, дабы подтвердить свою с ними похожесть. Утрируя проявление каких-либо слабостей кумиров, мы забываем простую истину о том, что их недостатки есть неотъемлемый элемент того, что составляет суть их личности и таланта, вознёсших их на вершину известности, славы.
И к названным нюансам отношений с кумиром нелишне ДОБАВИТЬ ещё один аспект - это стремление после его ухода, когда он уже не может опровергнуть тот или иной факт, случай, сплетню, причислить себя к его друзьям, а то и покровителям. Стоит вспомнить о том, сколько "подлинных" друзей нашлось после смерти В. Высоцкого.
(По Л.Г. Матрос)

 Укажите все варианты ответов, в которых даны верные характеристики текста.

Тезис, сформулированный в первом предложении первого абзаца, уточняется последующими предложениями этого абзаца.
Принадлежность текста научному стилю подтверждается использованием местоимения "мы" вместо местоимения "я" ("именно за это мы их возносим на пьедестал", "мы нередко именно этого ему не прощаем"), вместо двусоставных конструкций -- односоставных безличных ("нелишне добавить ещё один аспект"; "стоит вспомнить о том, сколько...").
Наряду со стилистически нейтральной лексикой в тексте встречаются слова, свойственные книжным стилям (веяния, дабы, утрируя, вознёсших, нюансам).
Основная синтаксическая особенность текста заключается в использовании простых неосложнённых предложений (Именно за это мы их возносим на пьедестал), что характерно для разговорного стиля речи.
Способ развития мысли в последнем абзаце текста - детализация: последнее предложение иллюстрирует содержание предыдущего.
Вопрос № 4

Прочитайте текст и выполните задание.
В соответствии со ст. 125 Трудового КОДЕКСА РФ отзыв работника из отпуска допускается только с его согласия. Неиспользованная <...> этим часть отпуска должна быть предоставлена по выбору работника в удобное для него время в течение текущего рабочего ГОДА или присоединена к отпуску за следующий рабочий год. При отзыве из отпуска ДОЛЖЕН быть произведён перерасчёт заработной ПЛАТЫ. За те дни, которые сотрудник отработал вместо отпуска, ему начисляется заработная плата. Отпускные за неиспользованные дни отпуска по договорённости с работодателем ВНОСЯТСЯ работником в кассу или оформляются как аванс под будущую зарплату.

 Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики текста.

Тема данного текста -порядок увольнения сотрудника.
Цель автора текста - определить общие для всех правила оплаты труда работника при отзыве из отпуска.
Стандартизированность речи проявляется в отказе от использования выразительных средств языка и в обилии устойчивых оборотов деловой речи (в соответствии с… допускается только с…). Единственным средством выразительности в тексте является повтор слова ("отпуск", "работник").
Особенностью данного текста является предписывающе-долженствующий характер изложения, что достигается использованием краткого прилагательного (должна быть предоставлена, должен быть произведён).
В тексте используется преимущественно многозначная лексика, слова употребляются в прямом значении, присутствуют юридические термины.
Вопрос № 5

Прочитайте текст и выполните задание.
В связи с вопросом о предмете стилистики выдвигается вопрос об особом стилистическом уровне. При этом обычно говорят об уровне разнообразных стилистических приемов. Однако стилистические приемы создаются и употребляются в РЕЧИ, в тексте в процессе функционирования. Назначение их самое разное в зависимости от коммуникативных ЗАДАЧ. Они могут твориться заново, СТРОИТЬСЯ по известным моделям и, наконец, использоваться в готовом виде. В структурном отношении они могут быть лексико-семантическими, словообразовательными, фразеологическими, грамматическими (в том числе синтаксическими), а также собственно текстовыми сущностями (выходящими за пределы предложения), например, композиционными. Это говорит о том, что особого языкового уровня (в общепринятом речеведческом смысле) они не образуют, так как составляют неравновеликие и качественно разнородные, то есть принадлежащие к разным языковым ярусам, единицы и явления. (В языке нет уровня, состоящего из каких-то особых, САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ стилистических единиц или приемов.) Правда, все эти средства объединяются единой функцией в речи - направленностью на эффективность высказывания. Таким образом, и стилистика приемов "прорезает" разные уровни языковой системы, а <…> и не составляет особого уровня языка. Кроме того, эта стилистика ПРИЕМОВ представляет собой аспект употребления языка, узус, то есть опять-таки "особый угол зрения", и, соответственно, относится к функционированию языка.

 Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики текста.

Текст насыщен языковыми средствами выразительности, широко используются метафоры и эпитеты, передающие отношение автора к происходящему.
Многозначные слова (уровень, ярус, язык) используются как лингвистические термины. Образность данных слов стерта.
Текст насыщен терминами из области лингвистики (ярус языка, языковая единица, языковедческий, лексико-семантический, словообразовательный, фразеологический, грамматический, коммуникативные задачи, стилистические приемы, текстовые, композиционные, языковой уровень, узус и др.).
Обобщенный, отвлеченный характер тексту придают глаголы несовершенного вида, употребленные в форме настоящего времени (вопрос выдвигается, приемы создаются и употребляются, не образуют уровня, составляют единицы и явления, средства объединяются, стилистика "прорезает", представляет собой, относится).
Текст представляет собой фрагмент газетной статьи, так как в нем представлен спорный вопрос, дана одна из точек зрения на выявленную проблему, приводятся доказательства.
Вопрос № 6

Прочитайте текст и выполните задание.
Мне рассказали недавно ИСТОРИЮ о елке, посаженной в одном московском дворе. Это была голубая серебристая ель. Голубое дерево из сказки.
Жильцы, въехавшие в новый ДОМ, посадили елку сами. Для нее вырыли глубокую яму, подготовили ей хорошую рыхлую землю, обложили дно ямы лесным дерном. Привезли даже немного хвои из леса и посыпали вокруг елки, <…> она чувствовала себя, как дома.
Дерево принялось. На ветках появились свежие, пушистые побеги. Голубая ель стала гордостью всего дома, его украшением. Она пышно разрослась и вечером, если вы проходили мимо, вас КАСАЛСЯ задумчивый и щемящий запах лесной хвои, запах детства, запах чистоты.
И вот однажды, перед Новым годом, жильцы, выйдя из дома ранним утром, увидели, что елку кто-то срубил. Срубил не у КОРНЯ, а забрал юную пушистую ВЕРХУШКУ. Изуродованное дерево стояло во дворе, беспомощно распластав оставшиеся нижние ветви, словно ему отрубил голову палач. Люди долго смотрели на ель, не веря своим глазам,- смотрели с болью, содроганием, гневом...
На следующий день жильцы прикрепили к дереву табличку. Табличка была сделана добротно, старательно, на ней было написано крупными отчетливыми буквами: "Памятник подлецу, который под Новый год срубил эту елку".
Ель засохла и умерла. Табличка на мертвом дереве укреплена до сих пор.
Человек, убивший дерево, проходит, может быть, мимо него каждый день. И каждый день мертвая ель, как молчаливый укор совести, напоминает ему о содеянном.
(По Т. Тэсс)

 Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики текста.

Текст относится к художественной публицистике. По жанру это репортаж.
В тексте затрагиваются проблемы нравственности, этики поведения человека в обществе, взаимоотношения личности и коллектива, уважения к общественному труду и к общественному мнению.
Текст можно озаглавить, используя словосочетание "памятник подлецу".
На фоне повествования выделяются описательные фрагменты: дважды дается описание голубой ели (до гибели и после гибели ели), описание состояния жителей, описание таблички.
В последнем абзаце автор указывает на причины совершенного неизвестным человеком поступка.
Вопрос № 7

Прочитайте текст и выполните задание.
Стыдно, женка. <…> на меня сердишься, не разбирая, кто виноват, я или ПОЧТА, и оставляешь меня две недели без известия о себе и о детях. Я так был смущен, что не знал, что и подумать. ПИСЬМО твое успокоило меня, но не утешило. Описание вашего путешествия в Калугу, как ни смешно, для меня вовсе не забавно. Что за ОХОТА таскаться в скверный уездный городишко, чтоб видеть скверных актеров, скверно играющих старую, СКВЕРНУЮ оперу? Просил я тебя по Калугам не разъезжать, да, видно, уж у тебя такая НАТУРА.
(по А.С. Пушкину)

 Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики текста.

В тексте наряду с нейтральной лексикой используется разговорная и просторечная лексика (женка, таскаться, скверный, разъезжать, что за охота, союз да в значении "но", частицы уж и вовсе не, вводное слово "видно").
В тексте присутствует слово с оценочным суффиксом.
Текст представляет собой фрагмент делового письма, так как он адресован жене автора.
Выразительность текста обеспечивается следующими синтаксическими средствами: инверсией, вопросительным предложением. Эмоциональность тексту придает повтор слова "скверный".
Автор выражает свое возмущение, употребляя отсутствующую в языке форму множественного числа слова Калуга (по Калугам разъезжать) для обозначения всех маленьких провинциальных городов.
Вопрос № 8

Прочитайте текст и выполните задание.
На берегу Чуи мы увидели двух коров и несколько овец. Они ЩИПАЛИ траву. Вокруг них ходила небольшая, с рыжими подпалинами лайка. Пастуха не было видно.
- И не ищите, - сказал нам шофёр. - Динка сама пасёт их.
- Как так? - удивились мы.
- А вот так. Утром пригоняет их, а вечером ВЕДЁТ домой.
Мы приехали к домику охотника, начало темнеть. У ворот послышалось мычание. Подошли коровы и овцы. Сзади Динка, умнейшая собака непонятной ПОРОДЫ.
Инженер, который ехал с нами, восхитился и стал ТОРГОВАТЬ у хозяйки собаку. Хозяйка долго не хотела продавать, но инженер уговорил её. Он был очень доволен.
- Вот это собака, - сказал он, - трудяга. Не какая-нибудь болонка. Делает дело, оправдывает своё место на земле.
Он не мог нахвалиться Динкой, до поздней ночи рассуждал о смысле собачьей жизни.
Осенью мы заехали к инженеру. Он жил в дачном посёлке под Москвой. На калитке висела дощечка: "Осторожно: во дворе злая собака". Мы открыли калитку и пошли к дому. Из будки выскочила ЧЁРНАЯ, в рыжих подпалинах собака и залаяла на нас.
- Динка, Динка, - закричали мы.
Собака остановилась, внимательно посмотрела, вильнула хвостом и потащилась в будку.
Когда мы шли обратно, за заборами на разные голоса лаяли собаки. <...> было множество: овчарки, доги, дворняжки, и на каждой калитке висели жестянки о злых собаках.
(По Д.А. Гранину)

 Укажите все варианты ответов, в которых даны верные характеристики текста.

В речи инженера, дающего оценку собаке Динке, используется противопоставление ("трудяга" - "не какая-нибудь болонка").
Описывая события около домика охотника, автор использует преимущественно слова с положительной эмоциональной окраской (доволен, восхититься, нахвалиться).
Текст написан в официально-деловом стиле; цель автора - дать инструкции о том, как вести себя при встрече со злыми собаками.
Передавая в начале текста диалог героев, автор использует разговорные конструкции (Как так? А вот так).
Наряду с общеупотребительной лексикой в тексте широко используются термины (с подпалинами лайка, болонка, овчарки, доги, дворняжки, инженер и др.), позволяющие автору более точно раскрыть научную тему.
.
Вход на сайт
Поиск
Алексеева Т.Н.
***
Душа ребенка – чистая слеза
В ней и тепло, и свет, и откровенье
А искренность, доверчивость в глазах
И ожиданье доброго общенья.
Но чтобы душу детскую понять
При этом не поранить , не обидеть
Как много сил нам надо отдавать
И чутким быть, и многое предвидеть
Международный конкурс
Всероссийский конкурс
Календарь
«  Июнь 2025  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Друзья сайта
Официальный блог
Сообщество uCoz
База знаний uCoz
Наш опрос
Оцените мой сайт

Всего ответов: 675

Кто посетил сайт?

Всего ответов: 704



Copyright MyCorp © 2012 - 2025