Э. Сетон-Томпсон. «Арно»
Запомни. Важно
• Тема (гр. thema) — круг жизненных явлений, изображённых в произведении; круг событий, образующих жизненную основу произведения.
• Рассказ — небольшое эпическое произведение, повествующее об одном или нескольких событиях в жизни человека.
• Герой литературного произведения, литературный герой — действующее лицо, персонаж литературного произведения. Главные герои произведений Э. Сетона-Томпсона — звери и птицы.
• Анализ произведения в литературоведении — исследовательское прочтение художественного текста.
Обрати внимание
• Эрнест Сетон-Томпсон — писатель, учёный, художник. Основная тема его художественных, изобразительных произведений, научных работ — жизнь животных.
• Эрнест Сетон-Томпсон — основатель и руководитель движения следопытов в Северной Америке; разработал воспитательную систему «Пионеринг» (игры и быт на природе, связанные с выживанием в дикой среде, походами, маскировкой, строительством переправ и т. п.).
• Главные герои произведений Эрнеста Сетона-Томпсона — звери и птицы. Писатель рассказывает о животных как о своих добрых знакомых, близких друзьях. Неслучайно в названия своих произведений он выносит их имена: бультерьер Снап, кролик Джек — Боевой Конёк, ворона Серебряное Пятнышко, медвежонок Джонни, лис Домино.
• Животные в произведениях Э. Сетона-Томпсона — герои, которые имеют свой характер.
Разбираем вместе
1. Прочитай рассказ Э. Сетона-Томпсона «Арно» (с. 241)
2. Ответь на вопросы о главном герое рассказа.
• Тема (гр. thema) — круг жизненных явлений, изображённых в произведении; круг событий, образующих жизненную основу произведения.
• Рассказ — небольшое эпическое произведение, повествующее об одном или нескольких событиях в жизни человека.
• Герой литературного произведения, литературный герой — действующее лицо, персонаж литературного произведения. Главные герои произведений Э. Сетона-Томпсона — звери и птицы.
• Анализ произведения в литературоведении — исследовательское прочтение художественного текста.
Обрати внимание
• Эрнест Сетон-Томпсон — писатель, учёный, художник. Основная тема его художественных, изобразительных произведений, научных работ — жизнь животных.
• Эрнест Сетон-Томпсон — основатель и руководитель движения следопытов в Северной Америке; разработал воспитательную систему «Пионеринг» (игры и быт на природе, связанные с выживанием в дикой среде, походами, маскировкой, строительством переправ и т. п.).
• Главные герои произведений Эрнеста Сетона-Томпсона — звери и птицы. Писатель рассказывает о животных как о своих добрых знакомых, близких друзьях. Неслучайно в названия своих произведений он выносит их имена: бультерьер Снап, кролик Джек — Боевой Конёк, ворона Серебряное Пятнышко, медвежонок Джонни, лис Домино.
• Животные в произведениях Э. Сетона-Томпсона — герои, которые имеют свой характер.
Разбираем вместе
1. Прочитай рассказ Э. Сетона-Томпсона «Арно» (с. 241)
2. Ответь на вопросы о главном герое рассказа.
Вопросы | План характеристики Киша |
Кто такой Арно? | Арно — почтовый голубь |
Как автор описывает внешность Арно? | Маленький, коренастый |
Каким по счёту было описываемое подробно в начале рассказа состязание для Арно? | Первым |
Какие черты характера героя про-являлись в его поведении на гонках? Приведи цитату | «Как только открывали корзинки, Арно первый взлетал, поднимался на необходимую высоту, угадывал путь к дому и безошибочно мчался, не останавливаясь ни для еды, ни для питья, ни для развлечения» |
Как автор относится к Арно и как выражает своё отношение к герою? Подтверди своё мнение цитатами | Авторское отношение к Арно, способы его выражения |
Как относились к Арно люди? | Оценка героя другими персонажами (в голубятне, на океанском пароходе) |
Каково ваше отношение к герою? | Читательская оценка образа Арно и её аргументация |
3. Ответь на вопросы к рассказу Э. Сетона-Томпсона «Арно».
- Кто мог считаться победителем на гонке голубей? Ответь с помощью цитаты.
«Выигравшим должен был считаться не тот, кто вернётся первым, но тот, кто первым войдёт в голубятню, потому что голубь, возвращающийся только по соседству от своего жилья, но не являющийся немедленно домой, плохой письмоносец».
- Каких голубей называют возвратными? Какими качествами должен обладать возвратный голубь?
Возвратный голубь — тот, кто всегда и отовсюду возвращается домой. Выносливость, смелость, развитое чувство направления — качества возвратного голубя.
- Расскажи о первом состязании Арно. Был ли он первым?
«Все присели на корточки вокруг голубя, созерцая с благоговением победителя, сперва поглотившего огромное количество воды, а потом спустившегося к кормушке.
— Смотрите на этот глаз, на эти крылья! А видали вы когда-нибудь такую грудь? О, да он молодец, хоть куда! — болтал его владелец, обращаясь к безмолвным хозяевам-неудачникам.
Это был первый подвиг Арно. Он оказался лучшим из пятидесяти голубей хорошего завода, и ему предстояла блестящая карьера. Он получил серебряное кольцо, которым награждают лучших голубей. На кольце красовался его номер: 2590 С — номер, о котором и поныне любители говорят с благоговением».
- Как вы считаете, почему писатель, рассказывая о своём герое Арно, счёл необходимым рассказать и о Большом Сизом?
Чтобы читатель мог сравнить судьбы, характеры двух голубей. Оба получили серебряное кольцо, считались лучшими, оба оказались на судне, который терпел бедствие. Но если Арно — бесстрашный герой, то Большой Сизый — нет. Как только Большой Сизый оказался в тяжёлых условиях, он не смог лететь, а съёжился от страха, сильно испугался и позволил изловить себя и посадить в клетку. Это можно было предвидеть, так как Арно всегда выполнял свой долг, не обращая внимание на жажду, голод, препятствия, а Большой Сизый думал прежде всего о себе.
- Почему наиболее сложными для почтовых голубей были перелёты над морем?
Труднее всего перелететь через море, где нет возможности узнать дорогу по каким-нибудь приметам. А ещё того хуже, если приходится лететь в тумане, когда даже солнца не видно. Но когда память, слух и зрение бессильны, у голубя всё же остаётся врождённое чувство направления. Только страх может уничтожить это чувство. Вот почему необходимо, чтобы между мощными крыльями помещалось мужественное сердечко.
- Автор сравнивает Арно со стрелкой компаса и лучом света. Как эти сравнения характеризуют почтового голубя?
Как быстрого, отлично ориентирующегося в пространстве (развитое чувство направления).
- Как характеризует Арно отмеченная автором деталь: «Однако державший его моряк заметил, что сердце его не так сильно колотится, как у предыдущего гонца»?
Как смелого и бесстрашного возвратного голубя, который готов на подвиг.
Сделай сам
1. Подготовь пересказ событий, описанных в рассказе от лица голубка Арно.
Постарайся при этом передать его чувства: страхи, сомнения, досаду, радость, торжество. Нарисуй главного героя — Арно.
2. Прочитай самостоятельно другие произведения из сборника «Рассказы о животных» Э. Сетона-Томпсона. Определи основные черты главных героев рассказов. Создай презентацию на тему «Герои рассказов Э. Сетона-Томпсона» (если получится, проиллюстрируй её своими рисунками и рисунками самого писателя).
3. Если тебе интересно, ты можешь стать создателем книги рассказов о животных в серии «Школьная библиотека». Создание книги начинается с подготовки её проспекта (проекта). Подготовь проспект книги, в который войдут «Содержание» — перечень названий рассказов с указанием их авторов и «Аннотация» — небольшая статья о теме, которой посвящена книга, о том, каким школьникам она будет адресована (по возрасту, увлечениям), чем эта книга будет интересна читателю.
- Кто мог считаться победителем на гонке голубей? Ответь с помощью цитаты.
«Выигравшим должен был считаться не тот, кто вернётся первым, но тот, кто первым войдёт в голубятню, потому что голубь, возвращающийся только по соседству от своего жилья, но не являющийся немедленно домой, плохой письмоносец».
- Каких голубей называют возвратными? Какими качествами должен обладать возвратный голубь?
Возвратный голубь — тот, кто всегда и отовсюду возвращается домой. Выносливость, смелость, развитое чувство направления — качества возвратного голубя.
- Расскажи о первом состязании Арно. Был ли он первым?
«Все присели на корточки вокруг голубя, созерцая с благоговением победителя, сперва поглотившего огромное количество воды, а потом спустившегося к кормушке.
— Смотрите на этот глаз, на эти крылья! А видали вы когда-нибудь такую грудь? О, да он молодец, хоть куда! — болтал его владелец, обращаясь к безмолвным хозяевам-неудачникам.
Это был первый подвиг Арно. Он оказался лучшим из пятидесяти голубей хорошего завода, и ему предстояла блестящая карьера. Он получил серебряное кольцо, которым награждают лучших голубей. На кольце красовался его номер: 2590 С — номер, о котором и поныне любители говорят с благоговением».
- Как вы считаете, почему писатель, рассказывая о своём герое Арно, счёл необходимым рассказать и о Большом Сизом?
Чтобы читатель мог сравнить судьбы, характеры двух голубей. Оба получили серебряное кольцо, считались лучшими, оба оказались на судне, который терпел бедствие. Но если Арно — бесстрашный герой, то Большой Сизый — нет. Как только Большой Сизый оказался в тяжёлых условиях, он не смог лететь, а съёжился от страха, сильно испугался и позволил изловить себя и посадить в клетку. Это можно было предвидеть, так как Арно всегда выполнял свой долг, не обращая внимание на жажду, голод, препятствия, а Большой Сизый думал прежде всего о себе.
- Почему наиболее сложными для почтовых голубей были перелёты над морем?
Труднее всего перелететь через море, где нет возможности узнать дорогу по каким-нибудь приметам. А ещё того хуже, если приходится лететь в тумане, когда даже солнца не видно. Но когда память, слух и зрение бессильны, у голубя всё же остаётся врождённое чувство направления. Только страх может уничтожить это чувство. Вот почему необходимо, чтобы между мощными крыльями помещалось мужественное сердечко.
- Автор сравнивает Арно со стрелкой компаса и лучом света. Как эти сравнения характеризуют почтового голубя?
Как быстрого, отлично ориентирующегося в пространстве (развитое чувство направления).
- Как характеризует Арно отмеченная автором деталь: «Однако державший его моряк заметил, что сердце его не так сильно колотится, как у предыдущего гонца»?
Как смелого и бесстрашного возвратного голубя, который готов на подвиг.
Сделай сам
1. Подготовь пересказ событий, описанных в рассказе от лица голубка Арно.
Постарайся при этом передать его чувства: страхи, сомнения, досаду, радость, торжество. Нарисуй главного героя — Арно.
2. Прочитай самостоятельно другие произведения из сборника «Рассказы о животных» Э. Сетона-Томпсона. Определи основные черты главных героев рассказов. Создай презентацию на тему «Герои рассказов Э. Сетона-Томпсона» (если получится, проиллюстрируй её своими рисунками и рисунками самого писателя).
3. Если тебе интересно, ты можешь стать создателем книги рассказов о животных в серии «Школьная библиотека». Создание книги начинается с подготовки её проспекта (проекта). Подготовь проспект книги, в который войдут «Содержание» — перечень названий рассказов с указанием их авторов и «Аннотация» — небольшая статья о теме, которой посвящена книга, о том, каким школьникам она будет адресована (по возрасту, увлечениям), чем эта книга будет интересна читателю.