Ф.Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла»
Творчество Фазиля Искандера тесно связано с его родиной, с абхазскими горами, яркими красками южного неба и моря, с воспоминаниями детства. Многие герои книг Искандера - его земляки, простые, веселые, трудолюбивые и гордые люди. Детство писателя прошло в Сухуми и в горном селе, куда он приезжал на лето к родным. Учился Искандер в Москве, окончил Литературный институт имени Горького. Первый рассказ был на¬печатан почти полвека назад в журнале «Пионер». Этот и многие другие рассказы - о детстве, но их с удовольствием читают и взрослые. Попытаемся разобраться, в чем причина необычайной популярности произведений писателя.
Прочитайте рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла»
Ответьте на вопросы
- Что в рассказе связано с Древней Грецией?
Название напоминает о мифах, Пифагор - древнегреческий ученый, математик; греческое происхождение учителя. Его отчество - Диогенович — звучит иронически и в то же времяуважителъно, напоминая о философе Диогене. Упоминаются басни Эзопа.
- Как учитель добился образцовой тишины на уроках?
«Он властно и спокойно держал класс в руках», никогда ни на кого не кричал, не уговаривал заниматься, не грозил вызвать родителей. Главным оружием Харлампия Диогеновича было делать человека смешным
- Что значит выражение «он заставлял нас смеяться»? Можно ли заставить смеяться?
- Что в рассказе связано с Древней Грецией?
Название напоминает о мифах, Пифагор - древнегреческий ученый, математик; греческое происхождение учителя. Его отчество - Диогенович — звучит иронически и в то же времяуважителъно, напоминая о философе Диогене. Упоминаются басни Эзопа.
- Как учитель добился образцовой тишины на уроках?
«Он властно и спокойно держал класс в руках», никогда ни на кого не кричал, не уговаривал заниматься, не грозил вызвать родителей. Главным оружием Харлампия Диогеновича было делать человека смешным
- Что значит выражение «он заставлял нас смеяться»? Можно ли заставить смеяться?
«Это был не стихийный смех, а веселье организованное сверху, самим же учителем. Учитель так умел сыграть на несоответствии, что удержаться от смеха было невозможно
- Почему учитель не делает замечание Авдеенко за списывание?
Авдеенко сидит в неестественной позе, вытянув шею, чтобы списать. Поэтому он выглядит жалким, смешным и нелепым. Учитель будит в нем чувство собственного достоинства — уважающий себя человек не захочет попасть в смешное положение из-за собственной лени, невнимательности или нечестности
- Почему действия Харлампия Диогеновича кажутся герою «приготовлениями палача»?
- Почему учитель не делает замечание Авдеенко за списывание?
Авдеенко сидит в неестественной позе, вытянув шею, чтобы списать. Поэтому он выглядит жалким, смешным и нелепым. Учитель будит в нем чувство собственного достоинства — уважающий себя человек не захочет попасть в смешное положение из-за собственной лени, невнимательности или нечестности
- Почему действия Харлампия Диогеновича кажутся герою «приготовлениями палача»?
Он не решил задачу, успокоил свою совесть тем, что не он один не решил, и теперь ждал расплаты: «Харлампий Диогенович, наверное, заметил мое волнение и первым меня вызовет»
- Как учитель использует для высмеивания даже сорванный медиками (при участии героя) урок?
«Будем вызывать по списку, - сказал Харлампий Диогенович, - потому что здесь сплошные герои» — и вызвал Авдеенко, который только что совсем не героически вел себя у доски. Класс, конечно, засмеялся
- Какую роль играет название рассказа?
Название играет двойную роль: во-первых, сразу вызывает воспоминания о древнегреческих мифах о двенадцати подвигах Геракла. Так писатель заинтриговывает читателя - нам уже интересно узнать, о каком подвиге идет речь. Во-вторых, в конце рассказа учитель заинтриговывает класс, объявляя о загадочном «тринадцатом подвиге Геракла». Название играет юмористическую роль несоответствия традиционному, знакомому, хорошо известному
- Как чувствует себя герой у доски?
Он чувствует, что он в руках у учителя. Чувствует, что класс уже приготовился к спектаклю. Хочет, чтобы «раньше времени не делаться смешным», содрогается «от ужаса и отвращения». Он решает «ни за что не делаться смешным, лучше просто получить двойку», но поздно. Он уже поставил себя в смешное положение
- Как повлиял это случай на героя?
Герой «стал серьезней относиться к домашним заданиям». Кроме того, это натолкнуло его на философские размышления о природе смеха.
Герой понял, что «слишком бояться выглядеть смешным не очень умно, но куда хуже совсем не бояться этого». То есть любой человек может оказаться в смешном положении, но плохо не понимать, что ты смешон, быть глупым. Герой благодарен учителю за то, что он смехом «закалял наши лукавые детские души и приучал относиться к собственной персоне с достаточным чувством юмора».
- В чем состоит главная идея рассказа?
Главная идея рассказа в том, что смех помогает бороться с ложью, фальшью, обманом
- Как учитель использует для высмеивания даже сорванный медиками (при участии героя) урок?
«Будем вызывать по списку, - сказал Харлампий Диогенович, - потому что здесь сплошные герои» — и вызвал Авдеенко, который только что совсем не героически вел себя у доски. Класс, конечно, засмеялся
- Какую роль играет название рассказа?
Название играет двойную роль: во-первых, сразу вызывает воспоминания о древнегреческих мифах о двенадцати подвигах Геракла. Так писатель заинтриговывает читателя - нам уже интересно узнать, о каком подвиге идет речь. Во-вторых, в конце рассказа учитель заинтриговывает класс, объявляя о загадочном «тринадцатом подвиге Геракла». Название играет юмористическую роль несоответствия традиционному, знакомому, хорошо известному
- Как чувствует себя герой у доски?
Он чувствует, что он в руках у учителя. Чувствует, что класс уже приготовился к спектаклю. Хочет, чтобы «раньше времени не делаться смешным», содрогается «от ужаса и отвращения». Он решает «ни за что не делаться смешным, лучше просто получить двойку», но поздно. Он уже поставил себя в смешное положение
- Как повлиял это случай на героя?
Герой «стал серьезней относиться к домашним заданиям». Кроме того, это натолкнуло его на философские размышления о природе смеха.
Герой понял, что «слишком бояться выглядеть смешным не очень умно, но куда хуже совсем не бояться этого». То есть любой человек может оказаться в смешном положении, но плохо не понимать, что ты смешон, быть глупым. Герой благодарен учителю за то, что он смехом «закалял наши лукавые детские души и приучал относиться к собственной персоне с достаточным чувством юмора».
- В чем состоит главная идея рассказа?
Главная идея рассказа в том, что смех помогает бороться с ложью, фальшью, обманом