И.С.Тургенев «Бирюк»
Видеоурок. Тургенев. Рассказ «Бирюк»
И.С.Тургенев – великий русский писатель. По отцу Тургенев принадлежал к старинному дворянскому роду, мать, урожденная Лутовинова, - богатая помещица. В её имении Спасское-Лутовиново в Орловской губернии прошли детские годы будущего писателя, там он научился тонко чувствовать природу и ненавидеть унижения человеческой личности. Почти всю жизнь И.С.Тургенев провел в Европе, лишь ненадолго приезжал в Россию, но лучшие страницы его произведений посвящены русским людям и русской природе.
«Бирюк»
Рассказ «Бирюк» был написан в 1847 г. Создавая это произведение, как и весь цикл «Записки охотника», Тургенев опирался на собственные впечатления о жизни крестьян в Орловской губернии. Многие герои, упоминаемые в рассказах, были знакомы автору. В имении матери Тургенева был лесник Бирюк, которого в лесу убили свои же крестьяне.
Рассказ «Бирюк» по своей композиции не отличался от других произведений из «Записок охотника»: с Петром Петровичем и на этот раз происходит интересная история, которую он рассказывает. Бирюк – так прозвали лесника местные жители за угрюмость и нелюдимость – оказывается, вопреки своему прозвищу, милосердным и добрым человеком.
Конфликт произведения
В литературном произведении конфликт – это противоборство, противоречие между изображенными действующими силами: характерами нескольких героев или различными сторонами характера одного героя. Конфликт рассказа «Бирюк» – внутри самого главного героя – его чувство долга вступает в противоречие с сочувствием к бедственному положению «вора». Автор показывает, что побеждает чувство жалости и сострадания.
Конфликт – основа произведения, ему подчиняется развитие сюжета.
Рассказ «Бирюк» по своей композиции не отличался от других произведений из «Записок охотника»: с Петром Петровичем и на этот раз происходит интересная история, которую он рассказывает. Бирюк – так прозвали лесника местные жители за угрюмость и нелюдимость – оказывается, вопреки своему прозвищу, милосердным и добрым человеком.
Конфликт произведения
В литературном произведении конфликт – это противоборство, противоречие между изображенными действующими силами: характерами нескольких героев или различными сторонами характера одного героя. Конфликт рассказа «Бирюк» – внутри самого главного героя – его чувство долга вступает в противоречие с сочувствием к бедственному положению «вора». Автор показывает, что побеждает чувство жалости и сострадания.
Конфликт – основа произведения, ему подчиняется развитие сюжета.
Пейзаж
Пейзаж – это описание природы, Рассказ «Бирюк» начинается с описания леса и надвигающейся грозы. Автор запечатлел три момента перехода душного вечера в грозовую ночь.
Первый момент:
Гроза надвигалась. Впереди огромная лиловая туча медленно поднималась из-за леса; надо мною и мне навстречу неслись серые облака; ракиты тревожно шевелились и лепетали.
Второй момент – гроза подчиняет себе окружающую природу: «Душный жар внезапно сменился влажным холодом; тени быстро густели».
И последняя часть картины – царство грозы: «Сильный ветер внезапно загудел в вышине, деревья забушевали, крупные капли дождя резко застучали, зашлепали по листьям, сверкнула молния, и гроза разразилась. Дождь полил ручьями».
Это описание природы сопоставимо с характеристикой человека и подготавливает читателя к появлению главного героя. И совершенно неожиданно «при блеске молнии» он появляется. Гроза – образ, символ в рассказе. Это не только явление природы, ведь Бирюк – гроза воров, гроза – и психологическое состояние мужика, его страх, отчаяние перешедшее в гнев.
Первый момент:
Гроза надвигалась. Впереди огромная лиловая туча медленно поднималась из-за леса; надо мною и мне навстречу неслись серые облака; ракиты тревожно шевелились и лепетали.
Второй момент – гроза подчиняет себе окружающую природу: «Душный жар внезапно сменился влажным холодом; тени быстро густели».
И последняя часть картины – царство грозы: «Сильный ветер внезапно загудел в вышине, деревья забушевали, крупные капли дождя резко застучали, зашлепали по листьям, сверкнула молния, и гроза разразилась. Дождь полил ручьями».
Это описание природы сопоставимо с характеристикой человека и подготавливает читателя к появлению главного героя. И совершенно неожиданно «при блеске молнии» он появляется. Гроза – образ, символ в рассказе. Это не только явление природы, ведь Бирюк – гроза воров, гроза – и психологическое состояние мужика, его страх, отчаяние перешедшее в гнев.
Интерьер
Интерьером называют внутреннее пространство помещения.
В литературном произведении описание жилища героя может многое добавить к его портрету. Обстановка избы Бирюка, «закоптелой, низкой и пустой», говорит о бедности и убогости. Среди этого печального интерьера теплится жизнь двух меленьких детей героя, изображение которых настраивает читателя на искреннюю жалость по отношению к Бирюку. Интерьер показывает нищету лесника.
Благодаря этому описанию мы глубже понимаем героя. Его жизнь трагична и безрадостна.
В литературном произведении описание жилища героя может многое добавить к его портрету. Обстановка избы Бирюка, «закоптелой, низкой и пустой», говорит о бедности и убогости. Среди этого печального интерьера теплится жизнь двух меленьких детей героя, изображение которых настраивает читателя на искреннюю жалость по отношению к Бирюку. Интерьер показывает нищету лесника.
Благодаря этому описанию мы глубже понимаем героя. Его жизнь трагична и безрадостна.
Портрет героя
Герой рассказа – действительно нелюдимый и замкнуты. Его сделала таким жизнь: положение лесничего, ненависть мужиков, одиночество. Тургенев считает, что человек, близкий к природе, любящий и понимающий ее, не может озлобиться. Именно близость к природе, слитность с ней, природную красоту героя и подчеркивает автор. Бирюк «словно вырос из земли»: «Он был высокого роста, плечист и сложен на славу. Из-под мокрой замашной рубашки выпукло выставлялись его могучие мышцы. Черная, курчавая борода закрывала до половины его суровое и мужественное лицо; из-под сросшихся широких бровей смело глядели небольшие карие глаза». Портрет героя помогает нам понять авторский замысел, идею произведения: человек - единое целое с природой.
Мастерство писателя
И.С.Тургенев считал, что красота – единственная бессмертная вещь, она разлита всюду, простирает свое влияние даже над смертью, но нигде она не сияет с такой силой, как в человеческой душе.
Душой человека наделял Тургенев и природу. Метафорические образы (гроза надвигалась, ракиты тревожно лепетали, деревья забушевали, капли дождя зашлепали по листьям) и другие олицетворения в рассказе одушевляют лес. Он показан в живых изменениях, мы слышим и чувствуем его дыхание, «душный жар», а потом – «влажный холод». Красоте и гармонии природы противопоставлена зловещая и метровая сила, враждебная и человеку – крепостное право. Но эта сила не способна уничтожить душу и человечность.
Душой человека наделял Тургенев и природу. Метафорические образы (гроза надвигалась, ракиты тревожно лепетали, деревья забушевали, капли дождя зашлепали по листьям) и другие олицетворения в рассказе одушевляют лес. Он показан в живых изменениях, мы слышим и чувствуем его дыхание, «душный жар», а потом – «влажный холод». Красоте и гармонии природы противопоставлена зловещая и метровая сила, враждебная и человеку – крепостное право. Но эта сила не способна уничтожить душу и человечность.