Н.А. Некрасов «Крестьянские дети»
Видеоурок. «Крестьянские дети» Пейзажи
1. Какую тему Н.А. Некрасов считал главной в своем творчестве?
2. Какие произведения писателя вам уже знакомы?
История создания стихотворения «Крестьянские дети»
История создания произведения тесно связана с детством Н.А. Некрасова. Писатель рос вместе с детьми крепостных крестьян в окружении удивительной природы. Поэт вспоминал, что его друзья относились к нему как к обычному мальчишке, с которым можно ходит в лес за грибами, плавать в реке и устраивать кулачные бои. Именно в этот период своей жизни Н.А. Некрасов был по-настоящему свободным и до конца жизни остался благодарен деревенским ребятишкам за то, что они научили его различным крестьянским премудростям.
Повзрослев, поэт часто приезжал в имение поохотиться и порыбачить. И каждый раз не мог отказать себе в удовольствии понаблюдать за сельской детворой, которая проявляла к нему не меньший интерес. После одной из таких поездок родилось стихотворение «Крестьянские дети». Это произведение о детях, выросших на воле, на природе, со своими радостями и трудностями. Произведение вышло в свет в 1861 году, в год отмены крепостного права.
Анализ стихотворения
По жанру «Крестьянские дети» – стихотворение или небольшая поэма, отражающая чувства автора и его личное отношение к героям.
Поэма – повествовательное произведение в стихах, обычно на историческую или легендарную тему.
Сюжет произведения прост, он привлекает яркостью красок. Стихотворение мы можем мысленно разделить на несколько частей:
1. Возвращение охотника в родную деревню
2. Встреча с деревенскими ребятишками
3. Воспоминания охотника о детстве
4. Раздумья о детском труде
5. Встреча с Власом
6. Представление Фингала для деревенских зрителей
7. Разлука с крестьянскими детьми
Тема произведения – жизнь крестьянских ребятишек.
Идея произведения: несмотря на то, что детство у крестьянских детей весёлое, полное ярких впечатлений, их все равно ждёт тяжёлая жизнь. Детство – то недолгое время, когда крестьянские ребятишки чувствуют себя счастливыми, свободными, даже труд им в радость.
В первых строках герой-охотник радуется возвращению в родные края. Местные дети рассматривают незнакомого барина с любопытством.
Все серые, карие, синие глазки –
Смешались, как в поле цветы.
В них столько покоя, свободы и ласки,
В них столько святой доброты!
Изображение разговора ребят между собой убеждает в том, что Н.А. Некрасов относится к крестьянским детям с любовью, нежностью и умилением. Его восхищает их непосредственность и искренность, любопытство и наблюдательность. Герои поэмы растут свободолюбивыми и независимыми. Они обладают смекалкой, наделены житейской мудростью и рассудительны не по годам, умеют радоваться простым вещам.
Речь детей передана точно: она проста, но характерна для каждого из героев. Стихотворение богато диалектными выражениями и просторечиями.
Диалект – язык общения между людьми, связанными одной территорией.
Просторечия – слова массовой разговорной речи, используемые в литературном языке как стилистическое средство для придания речи шутливого, пренебрежительного, иронического, грубоватого и т. п. оттенка.
Обратимся к толкованию диалектных и устаревших слов, без знания которых невозможно понять поэму:
Вирши – стихи
Вереница[/def] – ряд одинаковых предметов, расположенных один за другим
Мякина – остатки колосьев
Застить – заслонять
Оскома – ощущение вязкости и кислоты во рту
Вестимо – конечно, разумеется
Чухонцы – сани без кузова для перевозки дров
Узда – часть снаряжения и упряжи, надеваемая на голову лошади и предназначенная для управления животными
Нега – нежность
Наипаче – тем более
Потрафлять – угождать
Рига – постройка для сушки снопов
Пегонький (пегий) конь – с большими пятнами
Дали стречка – дали стрекача (убежали)
Матка колотит белье – стирает (способ стирки: мокрое белье колотили вальком или палкой)
Жизнь крестьянских детей разнообразна, наполнена красочными событиями, но вместе с тем и тяжела. Их рано приучают к труду, учат выполнять свои обязанности по дому.
Герой предаётся воспоминаниям о детстве, об играх с крестьянской ребятнёй, рассуждает о нелёгком детском труде. Примером этого является 6-летний «мужичок» Влас, который гордится тем, что выполняет такую важную работу как перевозка дров. Поэт называет его «мужичок с ноготок», так как маленький мальчик одет в «большие сапоги и рукавицы». Такой художественный прием называется лито́та.
Лито́та – средство выразительности, построенное на преуменьшении значения, размера, силы изображаемого предмета; противоположно гиперболе.
«Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более напёрстка…»
Мальчик похож на взрослого мужчину и внешним видом, и манерой говорить:
— А что, у отца-то большая семья?
«Семья-то большая, да два человека
Всего мужиков-то: отец мой да я…»
— Так вон оно что! А как звать тебя? — «Власом».
— А кой-тебе годик? — «Шестой миновал…
В этом эпизоде Н.А. Некрасов рисует картину жизни крестьянского ребёнка, который уже так рано умеет управляться повозкой, отвозя дрова, чтобы обогревать дом.
С ранних лет ребёнок из крестьянской семьи ХIХ века приучался ко взрослому труду. К мальчикам как к будущим кормильцам семьи требования были выше, чем к девочкам. Уже в 6 лет мальчик мог помогать укладывать сено и солому в стога, рыбачить, ездить верхом, собирать хворост. С 9 лет ребята привлекались для помощи отцу в изготовлении мебели, упряжи и других необходимых в хозяйстве вещей. В 11-12 лет мальчику уже поручали пахать отдельный кусок земли.
Однако девочек также сызмальства приучали к работе по хозяйству. С ранних лет девочка уже умела доить корову, шить, ткать на прялке, готовить несложную еду, следить за младшими братьями и сёстрами, за домашней птицей и скотиной. В 10 лет девочку могли отдать в няньки.
Дети всегда остаются детьми, и Н.А. Некрасов понимает это, поэтизируя крестьянское детство: «Играйте же, дети! Растите на воле! На то вам и красное детство дано». Но поэт тревожится за судьбу героев. Это произведение о связи русского человека с родной землёй.
Контрольные вопросы
1. Какую тему Н.А. Некрасов поднимает в стихотворении «Крестьянские дети»?
2. Как можно описать жизнь крестьянских детей в России XIX века?
3. Как автор относится к героям своего произведения?