Л.Н.Толстой «После бала»
История создания рассказа «После бала»
Сюжетной основой для произведения послужили реальные события из жизни отца и брата писателя. Одним из источников рассказа считается случай, произошедший с братом С.Н. Толстым.
Н.Н. Гусев так излагает эту историю: «Варвара Андреевна Корейш… была дочерью воинского начальника в Казани Андрея Петровича Корейша… Чувство С.Н. Толстого к этой девушке угасло после того, как он, весело танцевавший с ней на бале мазурку, на другое утро увидел, как ее отец распоряжался прогнанием сквозь строй бежавшего из казармы солдата...».
Рассказ несколько раз переименовывался писателем. Были названия «Рассказ о бале и сквозь строй», «Дочь и отец», «Отец и дочь», «А вы говорите…» и, наконец, «После бала».
Подумайте, почему именно на этом названии остановился автор?
- Что такое рассказ?
Рассказ – это эпический жанр. Основу рассказа обычно составляет одно событие или происшествие, хотя могут быть и более объемные темы, охватывающие длительные отрезки времени, даже всю жизнь героя.
- Сколько сюжетных линий в рассказе?
Как правило, одна сюжетная линия.
Рассказ – это эпический жанр. Основу рассказа обычно составляет одно событие или происшествие, хотя могут быть и более объемные темы, охватывающие длительные отрезки времени, даже всю жизнь героя.
- Сколько сюжетных линий в рассказе?
Как правило, одна сюжетная линия.
Перекличка эпох в рассказе «После бала»
40-е годы 19в,время Николая 1 (события, изображённые в рассказе) | 1900-е годы, время Николая 2 (современная автору эпоха) | 21век (эпоха, в которой живёт читатель) |
Контраст как композиционный приём
В рассказе выделяются следующие основные части:
Вступление | На балу | | После бала | Заключение |
Рассказ, таким образом, заключён в "раму". Этот композиционный приём называется "рассказ в рассказе", потому что произведение написано писателем так, что о всех событиях мы узнаём от рассказчика
Наблюдение над языковыми средствами
На балу:
бал | бал чудесный, зала прекрасная, буфет великолепный |
звуки | Кадрили, вальса, польки |
хозяева бала | добродушный старичок, богач-хлебосол, жена его добродушная |
Варенька | в белом платье, в белых перчатках, в белых башмачках, у неё сияющее разрумянившееся лицо и ласковые милые глаза |
полковник | Красивый, статный, высокий, свежий, с белыми усами, белыми бакенбардами, с блестящими глазами |
Иван Васильевич | Доволен, счастлив, блажен, добр |
Экзекуция (телесное наказание):
улица | Что-то большое, чёрное, жёсткое, нехорошая музыка |
звуки | Неприятная, визгливая мелодия |
солдаты | Много чёрных людей, в чёрных мундирах |
наказываемый | Оголённый по пояс, спина его - что-то пёстрое, мокрое, красное, неестественное |
полковник | Высокий военный, шёл твёрдой подрагивающей походкой |
Иван Васильевич | Было стыдно, опустил глаза, на сердце была почти физическая, доходившая до тошноты, тоска |
Контраст в системе образов
Полковник- На какие выводы о душевных качествах полковника наталкивают наблюдения над его отношением к дочери на балу?
- Какие качества его натуры проявляются в сцене на плацу?
- В чём корень этих противоречий, по мнению Толстого?
Иван Васильевич
- Каким предстаёт Иван Васильевич в характеристике своих собеседников?
- Какую роль в жизненной судьбе Ивана Васильевича сыграл «случай»?
- Как характеризует героя его решение не служить в военной службе и нигде не служить?
Вывод
- В чём вы видите критическую силу рассказа?
- В первоначальных редакциях рассказ имел следующие названия: "Дочь и отец", "А вы говорите". Почему писатель отдал предпочтение заглавию "После бала?"