А.С.Пушкин «Медный всадник»
История создания
Пушкин писал поэму с 6 по 31 октября 1833 г. в Болдине (во вторую болдинскую осень). Произведение сразу не было напечатано, т. к. Николай I потребовал переработать образ Петра и сцену бунта. Пушкин отказывается от пуб-
ликации.
В 1834 г. была напечатана часть вступления под названием «Петербург. Отрывок из поэмы» в журнале «Библиотека для чтения».
В 1836 г. Пушкин начинает исправлять поэму, но бросает. После смерти поэта вынужденные коррективы в текст вносит В. А. Жуковский.
В 1837 г. поэма «Медный всадник» была опубликована с искажениями, цензурными купюрами и лишь в 1919 г. — полностью.
* Жанр — философская поэма
* Художественный метод — реализм
* Подзаголовок — «Петербургская повесть»
ликации.
В 1834 г. была напечатана часть вступления под названием «Петербург. Отрывок из поэмы» в журнале «Библиотека для чтения».
В 1836 г. Пушкин начинает исправлять поэму, но бросает. После смерти поэта вынужденные коррективы в текст вносит В. А. Жуковский.
В 1837 г. поэма «Медный всадник» была опубликована с искажениями, цензурными купюрами и лишь в 1919 г. — полностью.
* Жанр — философская поэма
* Художественный метод — реализм
* Подзаголовок — «Петербургская повесть»
Композиция и сюжет
Предисловие | А. С. Пушкин описывает реальное наводнение 1824 г.: «Происшествие, описанное в сей повести, основано на истине. Подробности наводнения заимствованы из тогдашних журналов» |
Вступление | «На берегу пустынных волн» Петр I запланировал основать город, сковав в гранит Неву. «Прошло сто лет», и молодой Петербург превратился в прекрасную столицу с пышными дворцами, башнями, мостами. Повествователь выражает свою любовь к «Петра творенью» и подготавливает читателей к дальнейшим событиям: «Печален будет мой рассказ» |
Часть первая | Автор-повествователь знакомит читателей с Евгением, который «живет в Коломне; где-то служит, // Дичится знатных и не тужит // Ни о почиющей родне, // Ни о забытой старине». Евгений, вернувшись домой, размышляет о своей бедности, мечтает о женитьбе на Параше, о детях, строит планы на будущее: «И станем житъ, и так до гроба // Рука с рукой дойдем мы оба, // И внуки нас по¬хоронят...». В это время бушует стихия, воет ветер, льет дождь. Герой засыпает, а на следующий день видит: «и всплыл Петрополъ как тритон, // По пояс в воду погружен». В городе разрушения от наводнения. Герой, спасаясь от наводнения, оказывается сидящим на «звере мраморном верхом» — на одном из львов, рядом с памятником Петру. Молодой человек думает не о себе, он с отчаянием смотрит туда, где находится дом Параши |
Часть вторая | Когда вода начинает сходить, Евгений спешит к дому возлюбленной и видит, что все уничтожено. От известия о гибели невесты он сходит с ума. На следующее утро город начинает жить так же, как раньше. Но Евгений не возвращается к старой жизни: он «бродил пешком, // А спал на пристани; питался // В окошко поданным куском». Проходит год. Герой вновь оказывается на Петровой площади, видит мраморных львов и памятник основателю города. Евгений с гневом грозит «державцу полумира» и бросается прочь, слыша, как скачет «с тяжелым топотом» «за ним повсюду Всадник Медный».«Похоронили ради Бога» «безумца» Евгения у занесенного Невой на небольшой остров ветхого дома, возле которого был найден его труп |
Примечания | Автор делает несколько собственных пояснений к тексту |
Главные герои
Петр I
Два лика Петра I
Великая личность | Деспот-самодержец |
Петр во «Вступлении» живой и деятельный. С именем Петра связано начало реформ, преобразований в России. Петр — основатель прекрасной столицы, царь-труженик, государственный деятель, патриот, мудрый правитель: «На берегу пустынных волн // Стоял он, дум великих полн, // И вдаль глядел».Он объединяет нацию (в его речи использовано местоимение «мы», а не «я»), думает о процветании всей империи | Петр в основном тексте предстает в образе Медного всадника — статуи, памятника, неподвижного и окаменелого. Медный всадник — олицетворение бесчеловечной государственности, с презрением относящейся к проблемам «маленького» человека. |
эмоционально-оценочные характеристики: «Ужасен он в окрестной мгле!», «мощный властелин судьбы», «державец полумира», «горделивый истукан», «строитель чудотворный», «грозный царь» А. С. Пушкин не дает однозначной оценки деятельности Петра I
Два лика Евгения
Евгений
Два лика Евгения
Потомок некогда знатного рода, а ныне
бедный молодой человек, зарабатывающий своим трудом, мечтающий о
собственном семейном счастье с любимой Парашей, покорный судьбе. До трагедии Евгений «молод и здоров, Трудиться день и ночь готов». «О чем же думал он? о том, Что был он беден, что трудом Он должен был себе доставить И независимость и честь». После катастрофы герой меняется: «Он оглушен Был шумом внутренней тревоги. И так он свой несчастный век Влачил, ни зверь ни человек, Ни то ни се, ни житель света, Ни призрак мертвый...» | Обезумевший, сумевший пойти на бунт
против великого императора, против власти. Вернувшись во второй раз на
Петрову площадь, но уже с новым знанием (ему, безумцу, понятны те
смыслы, которые закрыты от других), вновь увидев памятник Петру,
ответственному за гибель Параши, Евгений в порыве гнева выражает ему
свой протест: «Он мрачен стал Пред горделивым истуканом И, зубы стиснув, пальцы сжав, Как обуянный силой черной, «Добро, строитель чудотворный! — Шепнул он, злобно задрожав, — Ужо тебе!..» |
В образе Евгения присутствуют черты, типичные для «маленького человека» (бедность, забота о деньгах, мечты о счастье, волнение о близких, способность на внутренний протест и т. д.). Герой лишен индивидуальных черт, он один из многих
Петербург
Два облика
Прекрасный европейский город, «юный град, // Полнощных стран краса и диво». Автор-повествователь восхищен Петербургом: «Люблю тебя, Петра творенье, // Люблю твой строгий, стройный вид», «Красуйся, град Петров, и стой // Неколебимо как Россия» | Искусственно созданный город, при строительстве которого погибло много людей. Он не для частного человека; в нем заведомо не учтена жизнь. Это город, где сходят с ума (как позже герои Достоевского). Петербург — город-мираж на болотах — противопоставлен Москве, естественно возникшей, однако не столь пышной |
Петербург является не просто пространством действия, а прямым участником конфликта
Нева — вольная стихия, закованная человеком в «гранитные пределы», является частью города, практически действующим лицом, как и Петербург. Бунтуя, она открывает глазу то, что было тщательно сокрыто под внешней пышностью и парадностью:
«Товар запасливой торговли, / Пожитки бледной нищеты, / Грозой снесенные мосты, / Гроба с размытого кладбища...». Бунт стихии порождает бунт человека.
Бедствие ассоциируется с «божьим гневом», наказанием. Царь утверждает противоположность императорской и небесной логики: «С божией стихией // Царям не совладеть». Любое насилие влечет возмездие
Нева — вольная стихия, закованная человеком в «гранитные пределы», является частью города, практически действующим лицом, как и Петербург. Бунтуя, она открывает глазу то, что было тщательно сокрыто под внешней пышностью и парадностью:
«Товар запасливой торговли, / Пожитки бледной нищеты, / Грозой снесенные мосты, / Гроба с размытого кладбища...». Бунт стихии порождает бунт человека.
Бедствие ассоциируется с «божьим гневом», наказанием. Царь утверждает противоположность императорской и небесной логики: «С божией стихией // Царям не совладеть». Любое насилие влечет возмездие
Конфликт
частной личности | государства |
Евгений — «маленький человек », обезумевший от открывшейся для него правды, столкнувшийся с лицом государства, сумевший пойти на бунт, однако погибший в столкновении с бездушной властью | Медный всадник — лицо государства, каменное, безжалостное. Он стоит на страже самодержавия, подавляя любые бунты, преследуя любого, помыслившего пройти против власти |
Конфликт будет существовать, пока интересы личности не станут целью государства
Тест
1. Вступление в поэме «Медный всадник» - это своеобразное продолжение какого жанра?
а) песни б) послания в) оды
2. Какому царю принадлежат слова в поэме «Медный всадник»:
…С божией стихией
Царям не совладеть…?
а) Александру I б) Павлу в) Николаю II
…С божией стихией
Царям не совладеть…?
а) Александру I б) Павлу в) Николаю II
3. Автором эпиграфа к поэме «Полтава» является…
а) И.В.Гете б) А.С.Пушкин в) Дж.Байрон
4. «…Теперь бы грянуть нам войноюа) И.В.Гете б) А.С.Пушкин в) Дж.Байрон
На ненавистную Москву…»
Эти слова в поэме «Полтава» принадлежат…
а) Кочубею б) Мазепе В) воинам Украины г) Карлу д) Искре