Морфологический разбор глагола
Морфологический разбор подразумевает характеристику слова как часть речи. Нужно проводить морфологический разбор глагола, если ты видишь после слова надстрочную цифру "3" - смотрит3.
Схема морфологического разбора глагола:
1. Часть речи. Что обозначает, на какой вопрос отвечает.
2. Начальная форма (для глагола это неопределённая форма).
3. Спряжение.
4. Вид.
5. Время.
6. Лицо и число (для глаголов в настоящем и будущем времени). Род и число (для глаголов в прошедшем времени).
7. Каким членом предложения является (обычно это главный член предложения - сказуемое).
1. Часть речи. Что обозначает, на какой вопрос отвечает.
2. Начальная форма (для глагола это неопределённая форма).
3. Спряжение.
4. Вид.
5. Время.
6. Лицо и число (для глаголов в настоящем и будущем времени). Род и число (для глаголов в прошедшем времени).
7. Каким членом предложения является (обычно это главный член предложения - сказуемое).
Пример устного рассуждения:
Дано предложение: Где-то далеко дятел стучит3 по дереву.
стучит
1. Стучит - глагол, т.к. обозначает действие и отвечает на вопрос что делает?
2. Начальная форма у глагола - это неопределенная форма: что делать? - стучать.
3. Глагол II спряжения, т.к. окончание -ит под ударением.
4. Глагол несовешенного вида, определяю по вопросу - что делать?
5. Глагол стучит употреблен в форме настоящего времени, определяю это по вопросу - что делает? и окончанию -ит.
6. Глагол стоит в форме 3-го лица единственного числа, определяю это по вопросу, окончанию и местоимению, которое можно подставить - дятел стучит - он стучит.
7. В предложении является сказуемым: дятел (что делает?) стучит.
Дано предложение: Когда вы досмотрите3 этот фильм?
досмотрите
1. Досмотрите - глагол, т.к. обозначает действие и отвечает на вопрос что сделаете?
2. Начальная форма - неопределенная форма - что сделать? - досмотреть.
3. Глагол II спряжения, это глагол исключение (смотреть).
4. Глагол совершенного вида, определяю по вопросу - что сделаете?
5. Глагол стоит в форме будущего времени, определяю это по вопросу и окончанию -ите.
6. Глагола употреблен в форме 2-го лица множественного лица, определяю это по окончанию -ите и местоимению: вы досмотрите.
7. В предложении является сказуемым: вы (что сделаете?) досмотрите.
Дано предложение: Она узнала3 его мгновенно.
узнала
1. Узнала - глагол, т.к. обозначает действие и отвечает на вопрос что сделала?
2. Начальная форма - неопределенная форма - что сделать? - узнать.
3. Глагол I спряжения, т.к. в неопределенной форме оканчивается на -ать и не относится к исключениям.
4. Глагол совершенного вида, определяю по вопросу - что сделать?
5. Глагол стоит в форме прошедшего времени, определяю по вопросу - что сделала?
6. Глагол употреблен в форме женского рода единственного числа, определяю по вопросу что сделала? и окончанию -а.
7. В предложении является сказуемым: она (что сделала?) узнала.
стучит
1. Стучит - глагол, т.к. обозначает действие и отвечает на вопрос что делает?
2. Начальная форма у глагола - это неопределенная форма: что делать? - стучать.
3. Глагол II спряжения, т.к. окончание -ит под ударением.
4. Глагол несовешенного вида, определяю по вопросу - что делать?
5. Глагол стучит употреблен в форме настоящего времени, определяю это по вопросу - что делает? и окончанию -ит.
6. Глагол стоит в форме 3-го лица единственного числа, определяю это по вопросу, окончанию и местоимению, которое можно подставить - дятел стучит - он стучит.
7. В предложении является сказуемым: дятел (что делает?) стучит.
Дано предложение: Когда вы досмотрите3 этот фильм?
досмотрите
1. Досмотрите - глагол, т.к. обозначает действие и отвечает на вопрос что сделаете?
2. Начальная форма - неопределенная форма - что сделать? - досмотреть.
3. Глагол II спряжения, это глагол исключение (смотреть).
4. Глагол совершенного вида, определяю по вопросу - что сделаете?
5. Глагол стоит в форме будущего времени, определяю это по вопросу и окончанию -ите.
6. Глагола употреблен в форме 2-го лица множественного лица, определяю это по окончанию -ите и местоимению: вы досмотрите.
7. В предложении является сказуемым: вы (что сделаете?) досмотрите.
Дано предложение: Она узнала3 его мгновенно.
узнала
1. Узнала - глагол, т.к. обозначает действие и отвечает на вопрос что сделала?
2. Начальная форма - неопределенная форма - что сделать? - узнать.
3. Глагол I спряжения, т.к. в неопределенной форме оканчивается на -ать и не относится к исключениям.
4. Глагол совершенного вида, определяю по вопросу - что сделать?
5. Глагол стоит в форме прошедшего времени, определяю по вопросу - что сделала?
6. Глагол употреблен в форме женского рода единственного числа, определяю по вопросу что сделала? и окончанию -а.
7. В предложении является сказуемым: она (что сделала?) узнала.
Образец письменного разбора
Дано предложение: Где-то далеко дятел стучит3 по дереву.
стучит
1. Стучит - гл. (что делает?)
2. Н. ф. - стучать.
3. II спр.
4. Несов. вид.
5. Наст. вр.
6. 3-е лицо, ед. ч.
7. Сказуемое: стучит.
стучит
1. Стучит - гл. (что делает?)
2. Н. ф. - стучать.
3. II спр.
4. Несов. вид.
5. Наст. вр.
6. 3-е лицо, ед. ч.
7. Сказуемое: стучит.
Дано предложение: Когда вы досмотрите3 этот фильм?
досмотрите
1. Досмотрите - гл. (что сделаете?)
2. Н. ф. - досмотреть
3. II спр.
4. Совер. вид.
5. Буд. вр.
6. 2-е лицо, мн. ч.
7. Сказуемое: досмотрите.
досмотрите
1. Досмотрите - гл. (что сделаете?)
2. Н. ф. - досмотреть
3. II спр.
4. Совер. вид.
5. Буд. вр.
6. 2-е лицо, мн. ч.
7. Сказуемое: досмотрите.
Дано предложение: Она узнала3 его мгновенно.
узнала
1. Узнала - гл. (что сделала?)
2. Н. ф. - узнать.
3. I спр.
4. Совер. вид.
5. Прош. вр.
6. Жен. р., ед. ч.
7. Сказуемое: узнала.
Работа с учебником
§120, упр.687
узнала
1. Узнала - гл. (что сделала?)
2. Н. ф. - узнать.
3. I спр.
4. Совер. вид.
5. Прош. вр.
6. Жен. р., ед. ч.
7. Сказуемое: узнала.
Работа с учебником
§120, упр.687