А.П.Платонов. Рассказ «Никита»
Посмотрите видеоурок
Рассказ «Никита» был написан в 1945 г. и опубликован в журнале «Мурзилка» (№№ 4,7) и в журнале «Новый мир» № 7. Всю войну Платонов работал корреспондентом в газете «Красная звезда». Он видел жизнь и подвиги русских солдат, но больше всего его ранили судьбы детей на войне. Никита не был свидетелем боевых действий, но они повлияли на его детскую душу: мальчик боится, что чужие займут его двор и дом. Война – виновница Никитиных страхов.
Анализ рассказа «Никита»
- Кто главный герой рассказа, сколько ему лет, в какой семье он жил?
Главный герой рассказа мальчик Никита, ему 5 лет. У него нет братьев и сестер. Мать Никиты работает с раннего утра и до вечера. Отец ушел на войну и "не вернулся оттуда”, по всей видимости, погиб. Дедушка и бабушка Никиты уже умерли.
- Как начинается день Никиты?
Мать уходит на работу рано утром, а Никита остается в доме за хозяина. Уходя, мать дает сыну поручения. Какие? ( не сжёг двора, собрал яйца , чужой петух не приходил во двор и не бил своего петуха, ел в обед молоко с хлебом)
-Какие предметы встретились Никите?
(колья, пень, банька, лопухи, колодец, цветок, солнышко, бочка, петух)
Словарная работа
Живи смирно один — живи пока один, жди маму с работы, не волнуйся.
На небе светило доброе солнце — солнце представлялось мальчику добрым. Он думал, что на солнце живет дедушка, который его любил.
Тайные жители — жители, которых никто не видит и не знает.
Век вековать — жить всю жизнь.
Трудом сработал — сделал, вкладывая все свое умение и старание.
Главный герой рассказа мальчик Никита, ему 5 лет. У него нет братьев и сестер. Мать Никиты работает с раннего утра и до вечера. Отец ушел на войну и "не вернулся оттуда”, по всей видимости, погиб. Дедушка и бабушка Никиты уже умерли.
- Как начинается день Никиты?
Мать уходит на работу рано утром, а Никита остается в доме за хозяина. Уходя, мать дает сыну поручения. Какие? ( не сжёг двора, собрал яйца , чужой петух не приходил во двор и не бил своего петуха, ел в обед молоко с хлебом)
-Какие предметы встретились Никите?
(колья, пень, банька, лопухи, колодец, цветок, солнышко, бочка, петух)
Словарная работа
Живи смирно один — живи пока один, жди маму с работы, не волнуйся.
На небе светило доброе солнце — солнце представлялось мальчику добрым. Он думал, что на солнце живет дедушка, который его любил.
Тайные жители — жители, которых никто не видит и не знает.
Век вековать — жить всю жизнь.
Трудом сработал — сделал, вкладывая все свое умение и старание.
Составление таблицы
Описания предметов, которые «оживляет» Никита.
Пустая бочка | В ней жил маленький человек. Борода у него была длинная, она доставала до земли, когда он ходил ночью, и он нечаянно сметал ею сор и солому, отчего в сарае оставались чистые стёжки. |
Две земляные норы | Там тоже жили тайные жители. Змеи выползут ночью, приползут в избу и ужалят его мать во сне, и мать умрёт. |
Колодец | Там, на дне, живут маленькие водяные люди. Ростом они были с воробья, но толстые, безволосые, мокрые и вредные, они, должно быть, хотели у Никиты выпить глаза, когда он спал. «Здесь ещё великан живёт и его дети!» |
Старый пень | У пня были глаза, нос, и пень молча улыбался Никите. Пень крякнул в ответ. |
Стол | Это тоже человек, только на четырёх ногах, а рук у него нету. |
Чужой петух | Похож по лицу на знакомого худого пастуха с бородкой, который по весне утонул в реке. Петух этот – тоже человек, только тайный. |
Банька | Старая и омшелая вся, скучная избушка – бабушка наша. У ней голова есть – это не труба, а голова – и рот щербатый в голове. Щербатое лицо бабушки гневно ощерилось на него, как на чучело. |
Жёлтый цветок | Человеческое выражение, маленькие глаза, нос и открытый влажный рот, пахнущий живым дыханием. |
Доброе солнце | Солнце глядело на него в ответ тёплым лицом. Солнце похоже на умершего дедушку. |
Колья из плетня | Лица многих неизвестных людей. И каждое лицо было незнакомое и не любило его: одно сердито ухмылялось, другое злобно думало что-то о Никите, а третий кол опирался иссохшими руками-ветвями о плетень и собирался вовсе вылезти из плетня, чтобы погнаться за Никитой. |
- Какие предметы кажутся Никите добрыми, какие – злыми?
Живое воображение Никиты одухотворяет все, что его окружает. Все предметы в доме и во дворе представляются мальчику "тайными людьми”. Эти "тайные люди” умеют говорить, слушать и живут своей потаенной, непостижимой жизнью. Этот прием называется олицетворением.
- Почему мир вокруг Никиты кажется ему враждебным?
Никита очень одинок и не чувствует себя защищенным.
-Когда Никита начинает иначе воспринимать окружающий мир?
Когда домой возвращается его отец.
-Как объяснил отец, почему Никита всех хочет "сделать живыми”?
Отец считает, что у Никиты "доброе сердце”.
- Согласны ли вы с отцом мальчика?
- Почему рассказ называется «Никита»?
- Можем ли мы назвать главного героя победителем и почему?
(побеждает свой страх, на смену страшным образам приходит образ веселого человечка, которого он сделал сам).
Живое воображение Никиты одухотворяет все, что его окружает. Все предметы в доме и во дворе представляются мальчику "тайными людьми”. Эти "тайные люди” умеют говорить, слушать и живут своей потаенной, непостижимой жизнью. Этот прием называется олицетворением.
- Почему мир вокруг Никиты кажется ему враждебным?
Никита очень одинок и не чувствует себя защищенным.
-Когда Никита начинает иначе воспринимать окружающий мир?
Когда домой возвращается его отец.
-Как объяснил отец, почему Никита всех хочет "сделать живыми”?
Отец считает, что у Никиты "доброе сердце”.
- Согласны ли вы с отцом мальчика?
- Почему рассказ называется «Никита»?
- Можем ли мы назвать главного героя победителем и почему?
(побеждает свой страх, на смену страшным образам приходит образ веселого человечка, которого он сделал сам).