М.Ю.Лермонтов. Лирика
Жизнь М.Ю.Лермонтова была короткой, яркой и трагической, может быть, поэтому в его стихах столько боли и обиды.
Мать поэта умерла, когда ему не было еще и трех лет. Воспитывала Лермонтова обожавшая его бабушка, но она препятствовала его общению с отцом. И в университете, и в школе юнкеров, и среди офицеров во время службы поэт постоянно ощущал разлад с окружающими его людьми. Это выражалось в его замкнутости, преследовавшем его чувства одиночества и желаний найти родную душу – человека, который смог бы его понять. Стихи М.Ю.Лермонтова обращены именно к таким людям.
Мать поэта умерла, когда ему не было еще и трех лет. Воспитывала Лермонтова обожавшая его бабушка, но она препятствовала его общению с отцом. И в университете, и в школе юнкеров, и среди офицеров во время службы поэт постоянно ощущал разлад с окружающими его людьми. Это выражалось в его замкнутости, преследовавшем его чувства одиночества и желаний найти родную душу – человека, который смог бы его понять. Стихи М.Ю.Лермонтова обращены именно к таким людям.
Лермонтов-художник
Поэту было присуще творческое, живописное видение мира – в своих стихах и картинах он отражает множество цветов и оттенков.
Зная законы живописи, великолепно владея словом, Лермонтов создает перед читателем богатый красками, пламенный, лазурный мир. Подумайте над стихотворениями поэта, и вы увидите, как они многоцветны: золотой луч солнца, жемчужная цепь, струя светлей лазури, - все это переливается и восхищает своей яркостью.
Но поэтическое творчество поэта считают связанным с мрачными темными тонами, несмотря на богатство его цветового мира, настолько глубоко трагичны его стихи.
Зная законы живописи, великолепно владея словом, Лермонтов создает перед читателем богатый красками, пламенный, лазурный мир. Подумайте над стихотворениями поэта, и вы увидите, как они многоцветны: золотой луч солнца, жемчужная цепь, струя светлей лазури, - все это переливается и восхищает своей яркостью.
Но поэтическое творчество поэта считают связанным с мрачными темными тонами, несмотря на богатство его цветового мира, настолько глубоко трагичны его стихи.
«Парус»
Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом. -
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?
Играют волны, ветер свищет,
И мачта гнется и скрыпит;
Увы! - он счастия не ищет
И не от счастия бежит! -
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой: -
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!
В тумане моря голубом. -
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?
Играют волны, ветер свищет,
И мачта гнется и скрыпит;
Увы! - он счастия не ищет
И не от счастия бежит! -
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой: -
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!
- Каким настроением проникнуто стихотворение?
- Какое слово определяет это стихотворение?
- Как представляете море вы?
- Какие картины, образы возникают перед глазами?
- Какие произведения литературы, живописи, киноискусства помогли составить представление о море?
- Как вы представляете себе то, что услышали в стихотворении?
- Почему парус назван мятежным?
В стихотворении «Парус» часто усматривают революционные настроения поэта, но это лишь одно из возможных и слишком узкое толкование. Более значимы в стихотворении поиски смысла жизни и выражение противоречивой свободы человеческого духа, его вечные поиски гармонии. В стихотворении нет четких картин, но даются неясные, не до конца определенные образы. Мы не видим белый парус. Он только «белеет» где-то далеко, «в тумане моря голубом». Далее только череда вопросов. Куда плывет, чего ищет, к чему стремится человек? На них нет ответа. И море, и небо, и простор, и дымка тумана, - все это вызывает ощущение восторга, но и щемящее чувство одиночества, недостижимости чего-то прекрасного.
«Утес»
Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана;
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя;
Но остался влажный след в морщине
Старого утеса. Одиноко
Он стоит, задумался глубоко
И тихонько плачет он в пустыне.
На груди утеса-великана;
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя;
Но остался влажный след в морщине
Старого утеса. Одиноко
Он стоит, задумался глубоко
И тихонько плачет он в пустыне.
В лирике Лермонтова любовь – чувство высокое, светлое, поэтическое, но всегда неразделенное или утраченное. В стихотворении «Утес» поэт рассказывает о непрочности человеческих отношений. Утес страдает от одиночества, поэтому ему так дорого посещение тучки, умчавшейся поутру. Образ тучки – «золотая», «умчалась», «по лазури весело играя» противопоставлен утесу: он «великан», но «влажный след в морщине», «задумался глубоко» и «плачет он в пустыне». Такое противопоставление называется антитезой.