Н.А.Некрасов. «Размышления у парадного подъезда»
Посмотрите видеоурок
Н.А.Некрасов вошел в литературу после Пушкина, но еще при жизни Лермонтова. Вершина гения русского поэта находится радом с этими великими писателями.
Но у некрасовской поэзии своя красота, своя песня. Он был первым в новой литературе, кто заговорил о подневольном труде крестьянина, о тяжкой участи рабочих, о детях-рабах на фабриках и заводах.
Н.А.Некрасов знал свой народ и его беды по разделенной с ним судьбе, потому творчество его было посвящено народу.
В изображении повседневного быта городских низов, крестьянских будней, женской доли, мира детства «муза мести и печали» поэта была особенно чутка к несправедливости, к человеческой боли.
В своих произведениях Некрасов рисует многообразную картину современной русской жизни, прежде всего крестьянства, с его мечтами о всеобщем народном счастье.
В середине 40-х годов определяется основной мотив и пафос некрасовской поэзии – крестьяне, простолюдины, народные и особенно женские страдания. Некрасов первый ввел эту тематику в литературу. Хотя о крестьянах уже писали другие писатели, у Некрасова внимание было обращено на социально униженных крестьян.
Одно из самых значительных поэтических произведений Некрасова – стихотворение «Размышления у парадного подъезда», во многом превосходившее главную мысль его главной поэмы «Кому на Руси жить хорошо».
Стихотворение «Размышления у парадного подъезда» представляет собой раздумье поэта о русском мужике, о его страданиях и обо всей Руси. Оно построено на контрасте двух миров: владельцев богатых домов и людей, приходящих с просьбами к ним. Причем эти два мира не соприкасаются между собой: мужиков не пускают в дом.
Первая строфа стихотворения показывает нам парадный подъезд в «торжественные дни», к которому съезжается город с «каким-то испугом». Обратите внимание на слова, которые окружают словосочетание «пышный подъезд»: старик, вдовица, убогие; потому и нет ничего странного в том, что через какое-то время к подъезду подходят мужики:
…Сюда мужики подошли,
Деревенские русские люди,
Помолились на церковь и стали вдали…
Тот, к кому они пришли, «не любит оборванной черни» и мужикам ничего не остается делать, как уйти ни с чем, но обратите внимание на деталь: ни злобы, ни обиды, ни порицания со стороны мужиков, и долго еще идут они с непокрытыми головами. Подумайте, о чем это говорит.
Далее вступает в действие другой мир:
А владелец роскошных палат
Еще сном был глубоким объят…
Мужики уходят «солнцем палимы», следовательно, на дворе уже день. Автор взывает его к пробуждению, прозрению, но «счастливые глухи к добру». Далее опять переход в мир бедняков:
И несут эти люди безвестные
Неисходное горе в сердцах…
Переход неожидан, он вклинивается в рассказ о вельможе. Следующие строки говорят нам о вопиющем горе этих людей и снова возвращают нас к теме народного горя, хотя здесь нет четкого перехода от одной части к другой:
…не на них ли нам выместить злобу? -
Безопасней… Еще веселей
В чем-нибудь приискать утешенье…
Не беда, что потерпит мужик…
В финале звучит голос автора, полный боли и безысходности:
Волга! Волга! Весной многоводной
Ты не так заливаешь поля,
Как великою скорбью народной
Переполнилась наша земля, -
Где народ, там и стон…
Художественный прием, на котором построено стихотворение, называется антитезой. На контрасте с вельможей показывает автор горе и убогость русских мужиков. Образ земли, возникающий в конце стихотворения, раскрывается песней-стоном. Но не этим оканчивается стихотворение. Судьба России тревожит автора, потому и звучит вопрос: «Ты проснешься ль, исполненный сил?», который в свою очередь является риторическим, то есть, к сожалению, не требующим ответа.
Творчество великого русского поэта Н.А.Некрасова было посвящено народу.
Основной мотив и пафос некрасовской поэзии – жизнь угнетенного народа, его боль и страдания. Эта тема впервые прозвучала в литературе именно у Некрасова.
Но у некрасовской поэзии своя красота, своя песня. Он был первым в новой литературе, кто заговорил о подневольном труде крестьянина, о тяжкой участи рабочих, о детях-рабах на фабриках и заводах.
Н.А.Некрасов знал свой народ и его беды по разделенной с ним судьбе, потому творчество его было посвящено народу.
В изображении повседневного быта городских низов, крестьянских будней, женской доли, мира детства «муза мести и печали» поэта была особенно чутка к несправедливости, к человеческой боли.
В своих произведениях Некрасов рисует многообразную картину современной русской жизни, прежде всего крестьянства, с его мечтами о всеобщем народном счастье.
В середине 40-х годов определяется основной мотив и пафос некрасовской поэзии – крестьяне, простолюдины, народные и особенно женские страдания. Некрасов первый ввел эту тематику в литературу. Хотя о крестьянах уже писали другие писатели, у Некрасова внимание было обращено на социально униженных крестьян.
«Размышления у парадного подъезда»
Одно из самых значительных поэтических произведений Некрасова – стихотворение «Размышления у парадного подъезда», во многом превосходившее главную мысль его главной поэмы «Кому на Руси жить хорошо».
Стихотворение «Размышления у парадного подъезда» представляет собой раздумье поэта о русском мужике, о его страданиях и обо всей Руси. Оно построено на контрасте двух миров: владельцев богатых домов и людей, приходящих с просьбами к ним. Причем эти два мира не соприкасаются между собой: мужиков не пускают в дом.
Первая строфа стихотворения показывает нам парадный подъезд в «торжественные дни», к которому съезжается город с «каким-то испугом». Обратите внимание на слова, которые окружают словосочетание «пышный подъезд»: старик, вдовица, убогие; потому и нет ничего странного в том, что через какое-то время к подъезду подходят мужики:
…Сюда мужики подошли,
Деревенские русские люди,
Помолились на церковь и стали вдали…
Тот, к кому они пришли, «не любит оборванной черни» и мужикам ничего не остается делать, как уйти ни с чем, но обратите внимание на деталь: ни злобы, ни обиды, ни порицания со стороны мужиков, и долго еще идут они с непокрытыми головами. Подумайте, о чем это говорит.
Далее вступает в действие другой мир:
А владелец роскошных палат
Еще сном был глубоким объят…
Мужики уходят «солнцем палимы», следовательно, на дворе уже день. Автор взывает его к пробуждению, прозрению, но «счастливые глухи к добру». Далее опять переход в мир бедняков:
И несут эти люди безвестные
Неисходное горе в сердцах…
Переход неожидан, он вклинивается в рассказ о вельможе. Следующие строки говорят нам о вопиющем горе этих людей и снова возвращают нас к теме народного горя, хотя здесь нет четкого перехода от одной части к другой:
…не на них ли нам выместить злобу? -
Безопасней… Еще веселей
В чем-нибудь приискать утешенье…
Не беда, что потерпит мужик…
В финале звучит голос автора, полный боли и безысходности:
Волга! Волга! Весной многоводной
Ты не так заливаешь поля,
Как великою скорбью народной
Переполнилась наша земля, -
Где народ, там и стон…
Художественный прием, на котором построено стихотворение, называется антитезой. На контрасте с вельможей показывает автор горе и убогость русских мужиков. Образ земли, возникающий в конце стихотворения, раскрывается песней-стоном. Но не этим оканчивается стихотворение. Судьба России тревожит автора, потому и звучит вопрос: «Ты проснешься ль, исполненный сил?», который в свою очередь является риторическим, то есть, к сожалению, не требующим ответа.
Творчество великого русского поэта Н.А.Некрасова было посвящено народу.
Основной мотив и пафос некрасовской поэзии – жизнь угнетенного народа, его боль и страдания. Эта тема впервые прозвучала в литературе именно у Некрасова.
Тест
1. Поэма, которую Некрасов считал главной в своем творчестве.
а) «Саша» б) «Несчастные» в) «Кому на Руси жить хорошо»
2. К кому обратились с просьбой мужики? (по поэме Некрасова «Размышления у парадного подъезда)
а) к швейцару б) вельможе в) к семье вельможи
3. …Назови мне такую обитель…
Где бы русский мужик не стонал?...
К кому обращается автор? (по поэме «Размышления у парадного подъезда»)
а) к вельможе б) к родной земле в) ни к кому, так как это риторический вопрос
4. Поэма Н.А.Некрасова, повествующая о подвиге жен декабристов, называется…
а) «Русские женщины» б) «Мороз, Красный нос» в) «Саша»
5. Прием, на котором построено стихотворение Н.А.Некрасова «Размышления у парадного подъезда», называется…
а) «Русские женщины» б) «Мороз, Красный нос» в) «Саша»
5. Прием, на котором построено стихотворение Н.А.Некрасова «Размышления у парадного подъезда», называется…
а) параллелизм б) анафора в) антитеза