Монолог. Диалог. Полилог
- Что такое диалог, монолог, полилог?
Познакомимся поближе с этими словами. Каждое из них состоит из двух греческих корней: logos переводится как «слово», «речь», «мысль», monos – «один», dia – «между», poly – «много». – записать на доске и в тетрадь для правил
Монолог – слова, речь одного;
Диалог – разговор, беседа двух или нескольких лиц;
Полилог – разговор многих.
Последний термин употребляется редко, и разговор нескольких лиц также называют диалогом.
Части моно-, диа-, поли- и -лог- входят во многие слова, привнося в них свои смыслы.
Зная их, вы будете легче понимать трудные слова иностранного происхождения. Например, моноспектакль – это спектакль, в котором участвует только один актер. Политехнический музей познакомит вас со многими отраслями техники, а в политехническом институте готовят специалистов по многим областям техники.
Греческий корень -лог- со значением «слово» входит и в слово филология, которым, как вы помните, обозначают науки о языке и об искусстве слова – художественной литературе. Со значением «учение» корень -лог- входит в названия многих наук, например, зоология, геология…... А в значении «мысль» он образует слово логика – наука о правилах мышления.
Таким образом, слова с греческим корнем -лог- несут в себе такие смыслы: «слово», «речь», «мысль»…
Прочитайте рассказ. Найдите в нем диалог.
Катя, Танечка и Робинзон
В комнате двое – Катя, которой одиннадцать лет, и Танечка, которой четыре. Катя читает книжку а Танечка ходит возле нее туда-сюда ждет когда сестра обратит на нее внимание.
– Ты еще не всю книжку прочитала?
– Если бы прочитала, зачем бы я в нее смотрела?
– А что ты в ней видишь?
– Отстань! Я читаю про себя.
– Про себя? А про меня почему ничего не читаешь?
– Потому что про тебя ничего не написано.
– А что про тебя написано?
– Про меня? С какой стати? Я читаю про Робинзона.
– А сказала: про себя. Обманула? Говори. Почему ты молчишь?
– Потому что мне скучно с тобой разговаривать, понимаешь, неинтересно. Иди мой руки, покормлю тебя и пойдем гулять.
– Я не буду есть. И гулять с тобой не пойду.
– Это еще почему?
– Потому что мне с тобой скучно и неинтересно.
(Р.Коваленко)
- Можно ли сказать, что одиннадцатилетняя Катя умеет общаться? А что значит, по-вашему, уметь общаться?
- Перепишите выделенное предложение, расставляя по ходу письма знаки препинания. Начертите схему предложения.
- Телепередачи, спектакли и фильмы, которые вы смотрите, включают самые разные виды речи. Можно услышать и большой текст, произносимый одним действующим лицом, – монолог, и разговор, в котором участвуют двое или несколько человек, – диалог. Попробуйте в течение нескольких дней замечать, когда в теле- или радиопередачах звучит монолог, а когда диалог. Перескажите один из них.
- Как ставятся знаки препинания при диалоге?
Вы, наверное, понимаете, что диалоги бывают не только в устной, но и в письменной речи. Диалоги письменные встречаются в рассказах, сказках, пьесах, анекдотах…
Понаблюдаем за тем, как диалоги записываются, то есть как оформляется речь действующих лиц.
Прочитайте английскую народную песенку в переводе С.Я. Маршака:
– Где ты была сегодня, киска?
– У королевы у английской.
– Что ты видала при дворе?
– Видала мышку на ковре.
Как вы думаете: сколько лиц участвует в разговоре? Как вы узнали об этом? Как выделяется на письме речь каждого лица?
Слова каждого из участников диалога называются репликой.
Каждая новая реплика пишется с абзаца. Перед ней ставится тире. Этот знак помогает увидеть границу между высказываниями разных участников диалога.
Кроме реплик, в диалоге нередко присутствуют слова рассказчика (слова автора). Они указывают, кому принадлежит та или иная реплика.
Прочитайте диалог из хорошо знакомой вам книжки Э.Успенского.
Идет себе дядя Федор по лестнице и бутерброд ест. Вид_т, на окне кот сидит. Большой-пребольшой, полосатый. Кот говорит дяде Федору:
– Неправильно ты, дядя Федор, бутерброд ешь. Ты его колбасой кверху держ_шь, а его надо колбасой на язык класть. Тогда вкуснее получ_тся.
Дядя Федор попробовал – так и вправду вкуснее. Он кота угостил и спрашива_т:
– А откуда ты зна_шь, что меня дядей Федором зовут?
Кот отвеча_т:
– Я в нашем доме всех знаю. Я на чердаке живу, и мне все видно. Кто хороший и кто плохой. Только сейчас мой чердак ремонтируют, и мне жить негде.
– А кто тебя разговаривать научил? – спрашива_т дядя Федор.
– Да так, где слово запомн_шь, где два. А потом я у профессора одного жил, который язык зверей изучал. Вот и выучился. Сейчас без языка нельзя. Пропадешь сразу, или из тебя шапку сделают, или воротник, или просто коврик для ног.
Дядя Федор говорит:
– Пошли ко мне жить.
Кот сомнева_тся:
– Мама твоя меня выгон_т.
– Ничего не выгон_т. Может, папа заступ_тся, – принялся уговаривать кота дядя Федор.
И пошли они к дяде Федору.
- Одинаково ли ставятся знаки препинания, если слова рассказчика стоят: 1) перед репликой; 2) после реплики? Выпишите по два примера на каждый из этих случаев.
- Распределите глаголы с безударными личными окончаниями на два столбика: 1) глаголы I спряжения; 2) глаголы II спряжения. Подчеркните глаголы-исключения.
Если слова рассказчика стоят перед репликой, после них ставится двоеточие.
Если слова рассказчика стоят после реплики, перед ними ставятся запятая и тире, или вопросительный знак и тире, или восклицательный знак и тире.
Пользуясь этим правилом, расставьте пропущенные знаки препинания в тексте.
Вечерело. По дороге шли отец и семилетний сын. Посреди дороги лежал камень. Отец не заметил его споткнулся ушиб ногу. Кряхтя, он обошел камень и, взяв сына за руку, пошел дальше.
Через некоторое время отец и сын снова шли по той же дороге. До камня еще было далеко. Отец сказал:
Смотри внимательно сын. Надо обойти камень.
Отец с сыном замедлили шаг, но камня уже не было. На обочине дороги сидел седой старик.
Дедушка вы не видели здесь камень? Спросил мальчик.
Я убрал его с дороги ответил старик.
Вы тоже споткнулись и ушибли ногу.
Нет, я не споткнулся и не ушиб ногу.
Почему же вы убрали камень?
Потому что я – человек.
(По В.Сухомлинскому)