Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 16.11.2024, 00:21

Меню сайта
Методическая копилка
Обучающимся
Электронный журнал

ГИС "Образование Югры"
Статистика

Онлайн всего: 19
Гостей: 19
Пользователей: 0
Погода



Рассказ М. Зощенко «Галоша»



Знакомство с рассказом М. Зощенко «Галоша»

Беседа
В основе рассказа анекдотическая ситуация: потерявший в трамвае галошу человек чудом находит её, но не может получить. Герой очень рад тому факту, что существует камера для потерянных в трамвае вещей. Ему удаётся получить найденную галошу только через неделю, пообщавшись с разными представителями власти, начиная от работников камеры потерянных вещей и заканчивая домоуправлением.

- Что на ваш взгляд было смешным в произведении? 
Маленький советский человек благодарен служащим бюро находок, которые просто выполняли свои обязанности, «ужасно радуется» этому и даже умиляется. Работников бюро находок он называет идейными людьми только потому, что они нашли его галошу. Более того, герой сравнивает свою страну, где работает «аппарат», с отсталыми странами, где его калошу уже бы давно выбросили.
- А в чем сила смеха? Что такое сатира?
Сатира - острое проявление комического в литературе и искусстве, обличающее недостатки людей. Человек боится быть осмеянным. И он старается не совершать того, что может вызвать насмешку окружающих; смех удерживает людей от плохого, а значит, делает лучше.
-  Какие чувства у нас вызывает этот герой? Кто такие бюрократы?
Герой вызывает у читателя симпатию. Он – наивный и открытый для общения человек. Бюрократов он называет друзьями, братцами и видит в них, прежде всего, людей, а не служащих и товарищей.
-  Что такое бюрократия? 
Бюрократия - чрезмерное усложнение канцелярских процедур, затягивание канцелярских решений.
- Что происходит с героем потом?
Герой теряет вторую галошу, которую всё время носил под мышкой. К сожалению, он теряет её не в трамвае, поэтому она утрачена навсегда. Найденная галоша становится ежедневным напоминанием о работе «аппарата» и вызывает у героя чувство лёгкости и безобидности.
- Основной троп, создающий комический эффект – ирония. 
Ирония – это скрытая насмешка. 
- С помощью текста подтвердите, что здесь применяется этот литературный приём.
Например, герой говорит, что галоша почти что новенькая, он носит её третий год. Описание «особых примет» галоши -единственное описание в коротеньком тексте: двенадцатого размера, задник обтрёпан, байка сносилась. У обуви имелись ещё и «специальные признаки»: носок начисто оторван, еле держится; каблука почти что нет – сносился.
- Какая здесь решается проблема?
Важная проблема рассказа – проблема ценностей. Для героя дорого всё, что связано с историей потерянной и найденной галоши. Насколько же несчастным должен быть человек, который ставит на комод изорванную галошу как дорогое напоминание о непогрешимости «аппарата».
Герой буквально молится на справедливый аппарат, для чего Зощенко вводит в его речь церковные слова, невообразимо соединяющиеся с пролетарской лексикой. Например, герой обращается к работникам склада «святые товарищи».
- Чему учит рассказ «Галоша»?
Относиться с юмором к потере, быть внимательным, иметь терпение.
- От какого лица ведётся повествование?
(от первого)
- Как называется произведение, повествование в котором ведётся от лица, непосредственно участвовавшего в событии?
(сказ)
Но у Зощенко – это не просто сказ. Это комический сказ. Его могли принять за анекдот, маленькую сценку.
В сказе рассказчик передаёт не только личные впечатления, но и выступает от лица всего народа.
Давайте обратимся к началу рассказа «Галоша». Его начало не может привлечь внимания.
- Что же в нём особенного?
(начинается с вводного слова «конечно»)
- Можно ли охарактеризовать героев по их речи?
(да, малокультурные, речь неправильная).

Закрепление понятий.

Комический эффект достигается благодаря употреблению однокоренных слов с близким, но не синонимичным значением: остальная галоша вместо оставшаяся. О том, что герой – обычный человек из народа, свидетельствует употребление им большого количества фразеологизмов: ахнуть не успел, гора с плеч, по гроб жизни, гиблое дело, только и делов. А ещё и такие слова, как  волокита,  архаровец, канцелярия, ихний, с трамвайного парка. Много вводных слов : дескать, может, гляжу.

Итог урока

М. М. Зощенко называли «королём смеха». «А смех – великое дело! – как утверждал Н. В. Гоголь, - Ничего более не боится человек так, как смеха… Боясь смеха, человек удержится от того, от чего бы «не удержала его никакая сила».
А латинский поэт Жан Батист де Сантель считал, что «смех исправляет нравы». И люди становятся добрее, терпимее друг к другу.
Хочется верить, что наш сегодняшний урок не прошёл для вас даром. Вы открыли для себя нового, интересного писателя, и, читая его рассказы, извлечёте из них нравственный урок.





Вход на сайт

Поиск
Алексеева Т.Н.
***
Душа ребенка – чистая слеза
В ней и тепло, и свет, и откровенье
А искренность, доверчивость в глазах
И ожиданье доброго общенья.
Но чтобы душу детскую понять
При этом не поранить , не обидеть
Как много сил нам надо отдавать
И чутким быть, и многое предвидеть
Международный конкурс
Всероссийский конкурс
Календарь
«  Ноябрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Друзья сайта
Официальный блог
Сообщество uCoz
База знаний uCoz
Наш опрос
Оцените мой сайт

Всего ответов: 658

Кто посетил сайт?

Всего ответов: 681



Copyright MyCorp © 2012 - 2024