Рассказ М. Зощенко «Галоша»
Знакомство с рассказом М. Зощенко «Галоша»
Беседа
В основе рассказа анекдотическая ситуация: потерявший в трамвае галошу человек чудом находит её, но не может получить. Герой очень рад тому факту, что существует камера для потерянных в трамвае вещей. Ему удаётся получить найденную галошу только через неделю, пообщавшись с разными представителями власти, начиная от работников камеры потерянных вещей и заканчивая домоуправлением.
- Что на ваш взгляд было смешным в произведении?
Маленький советский человек благодарен служащим бюро находок, которые просто выполняли свои обязанности, «ужасно радуется» этому и даже умиляется. Работников бюро находок он называет идейными людьми только потому, что они нашли его галошу. Более того, герой сравнивает свою страну, где работает «аппарат», с отсталыми странами, где его калошу уже бы давно выбросили.
- А в чем сила смеха? Что такое сатира?
Сатира - острое проявление комического в литературе и искусстве, обличающее недостатки людей. Человек боится быть осмеянным. И он старается не совершать того, что может вызвать насмешку окружающих; смех удерживает людей от плохого, а значит, делает лучше.
- Какие чувства у нас вызывает этот герой? Кто такие бюрократы?
Герой вызывает у читателя симпатию. Он – наивный и открытый для общения человек. Бюрократов он называет друзьями, братцами и видит в них, прежде всего, людей, а не служащих и товарищей.
- Что такое бюрократия?
Бюрократия - чрезмерное усложнение канцелярских процедур, затягивание канцелярских решений.
- Что происходит с героем потом?
Герой теряет вторую галошу, которую всё время носил под мышкой. К сожалению, он теряет её не в трамвае, поэтому она утрачена навсегда. Найденная галоша становится ежедневным напоминанием о работе «аппарата» и вызывает у героя чувство лёгкости и безобидности.
- Основной троп, создающий комический эффект – ирония.
Ирония – это скрытая насмешка.
- С помощью текста подтвердите, что здесь применяется этот литературный приём.
Например, герой говорит, что галоша почти что новенькая, он носит её третий год. Описание «особых примет» галоши -единственное описание в коротеньком тексте: двенадцатого размера, задник обтрёпан, байка сносилась. У обуви имелись ещё и «специальные признаки»: носок начисто оторван, еле держится; каблука почти что нет – сносился.
- Какая здесь решается проблема?
Важная проблема рассказа – проблема ценностей. Для героя дорого всё, что связано с историей потерянной и найденной галоши. Насколько же несчастным должен быть человек, который ставит на комод изорванную галошу как дорогое напоминание о непогрешимости «аппарата».
Герой буквально молится на справедливый аппарат, для чего Зощенко вводит в его речь церковные слова, невообразимо соединяющиеся с пролетарской лексикой. Например, герой обращается к работникам склада «святые товарищи».
- Чему учит рассказ «Галоша»?
Относиться с юмором к потере, быть внимательным, иметь терпение.
- От какого лица ведётся повествование?
(от первого)
- Как называется произведение, повествование в котором ведётся от лица, непосредственно участвовавшего в событии?
(сказ)
Но у Зощенко – это не просто сказ. Это комический сказ. Его могли принять за анекдот, маленькую сценку.
В сказе рассказчик передаёт не только личные впечатления, но и выступает от лица всего народа.
Давайте обратимся к началу рассказа «Галоша». Его начало не может привлечь внимания.
- Что же в нём особенного?
(начинается с вводного слова «конечно»)
- Можно ли охарактеризовать героев по их речи?
(да, малокультурные, речь неправильная).
Закрепление понятий.
Комический эффект достигается благодаря употреблению однокоренных слов с близким, но не синонимичным значением: остальная галоша вместо оставшаяся. О том, что герой – обычный человек из народа, свидетельствует употребление им большого количества фразеологизмов: ахнуть не успел, гора с плеч, по гроб жизни, гиблое дело, только и делов. А ещё и такие слова, как волокита, архаровец, канцелярия, ихний, с трамвайного парка. Много вводных слов : дескать, может, гляжу.
Итог урока
М. М. Зощенко называли «королём смеха». «А смех – великое дело! – как утверждал Н. В. Гоголь, - Ничего более не боится человек так, как смеха… Боясь смеха, человек удержится от того, от чего бы «не удержала его никакая сила».
А латинский поэт Жан Батист де Сантель считал, что «смех исправляет нравы». И люди становятся добрее, терпимее друг к другу.
Хочется верить, что наш сегодняшний урок не прошёл для вас даром. Вы открыли для себя нового, интересного писателя, и, читая его рассказы, извлечёте из них нравственный урок.