Словосочетание
Словарно-орфографическая работа.
Словосочетание – слово
– сочетание – чет – четное число (рус.)
– чета – два (слав.)
Словосочетание состоит из двух частей: главной и зависимой. От главной ставится вопрос к зависимой (зависимая отвечает на этот вопрос). Так устанавливаются смысловая и грамматическая связи.
Главное слово помечается значком х, стрелка с вопросом показывает смысловую зависимость в словосочетании.
Работа со словосочетаниями.
Составить и записать словосочетания, показать зависимость между частями, обозначить части речи слов, входящих в это словосочетание.
Слушать, учитель; восхищаться, ответ; начало, урок; удивительный, цветок; ходить, быстро; кепка, брат.
– Что нужно сделать, чтобы из данных слов получилось словосочетание?
Словосочетание строится из слов, которые относятся к самостоятельным частям речи (сущ., прил., глагол, наречие); предлог + существительное – не является словосочетанием, т. к. предлог – служебная часть речи.
Словосочетания в русском языке могут соответствовать различным схемам, мы же пока будем изучать только составленные нами. Заметьте! Если зависимое слово – наречие, то оно связывается с главным только по смыслу, потому что наречие не изменяется, т. е. не имеет окончаний и перед ним не бывает предлогов.
Выделите из предложений словосочетания типа глаг. (гл.сл.) + сущ. Помните! Грамматическая основа предложения словосочетанием не является.
Дворец Трех Толстяков стоял посреди огромного парка. Парк был окружен глубокими каналами. Над каналами висели черные железные мосты. Мосты охранялись стражей (гвардейцами в черных клеенчатых шляпах с желтыми перьями).
Ю. Олеша
Запишите предложения. Выделите из предложений словосочетания типа глаг.(гл.сл.) + сущ., где зависимое слово – существительное с безударным окончанием -е или -и; обоснуйте выбор гласной.
Ваня не шел, а бежал по дороге. (К. Паустовский.) В вершине густой елки устроила белочка теплое гнездо. (И. Соколов-Микитов.) Я спускаюсь к реке, моюсь с лодки…(К. Паустовский.) Проверяй друга в опасности.
Словосочетание — это сочетание слов, связанных по смыслу и грамматически, то есть с помощью окончания или окончания и предлога или только по смыслу:
Словосочетание называет предметы, действия и их признаки более точно, конкретно, чем слово.
Словосочетание состоит из главного слова и зависимого. Главное — это слово, от которого ставится вопрос к зависимому:
Словосочетание состоит из главного слова и зависимого. Главное — это слово, от которого ставится вопрос к зависимому:
По своему строению и значению словосочетания бывают разными. Они могут состоять из:
1. имени существительного и имени прилагательного, двух имён существительных с предлогом и обозначать предмет и его признак:
большой стол, зимнее утро, стол из дерева, книга для записей
большой стол, зимнее утро, стол из дерева, книга для записей
2. глагола и имени существительного и обозначать действие и предмет, который с ним связан:
клеить обои, писать письмо, встретить друга
3. глагола и наречия и обозначать действие и его признак:
петь громко, смотреть далеко, шагать быстро.
Запомните! Подлежащие и сказуемое словосочетание не образуют.
клеить обои, писать письмо, встретить друга
3. глагола и наречия и обозначать действие и его признак:
петь громко, смотреть далеко, шагать быстро.
Запомните! Подлежащие и сказуемое словосочетание не образуют.
Укажите словосочетания.
Гром и стук, распахнулась дверь, за водой, умные глаза, не двигаться, мохнатая лапа, громко мяукать, крепко и спокойно, ярко гореть, вернуться через полчаса, хрупкие и тонкие, сторож остановился, картинки из журналов, из лоскутков, мастерить игрушки, кот спал, пролететь незаметно.
Гром и стук, распахнулась дверь, за водой, умные глаза, не двигаться, мохнатая лапа, громко мяукать, крепко и спокойно, ярко гореть, вернуться через полчаса, хрупкие и тонкие, сторож остановился, картинки из журналов, из лоскутков, мастерить игрушки, кот спал, пролететь незаметно.