К.Г.Паустовский «Тёплый хлеб»
Видеоурок «Тёплый хлеб»
Красоте родной земли, душевному богатству наших людей посвящена сказка Паустовского «Теплый хлеб». Написана она была в 1945 году, в конце войны. Действие сказки происходит в трудные годы. В деревнях остались лишь старики, женщины и дети, да и у тех не хватало зерна, не было ни сеялок, ни тракторов, пустовали старые разрушенные мельницы...
Словарная работа
Картуз – мужской головной убор с козырьком.Христорадники – нищие, те, кто побирается, просит. «Христа ради».
Дюже – сильно.
Треух – зимняя шапка.
«Персонажи сказки»
- В какое время года в деревне Бережки началась мирная жизнь? Ответ обоснуйте информацией текста.
(Конец лета – начало осени, так как в тексте сказано, что «ветер качал спелую рожь»)
Завязка (Филька нехотя встал, вышел за калитку)
- Как Филька обидел Коня?
Во-первых, наотмашь ударил Коня по губам, то есть сильно размахнувшись.
Во-вторых, обозвал дьяволом и христорадником.
(На Руси христарадниками называли людей, которые просили милостыню: «Подайте Христа ради». Оскорбительным это слово не считалось, подавали кто сколько мог, проявляя жалость и доброту)
(Конец лета – начало осени, так как в тексте сказано, что «ветер качал спелую рожь»)
Завязка (Филька нехотя встал, вышел за калитку)
- Как Филька обидел Коня?
Во-первых, наотмашь ударил Коня по губам, то есть сильно размахнувшись.
Во-вторых, обозвал дьяволом и христорадником.
(На Руси христарадниками называли людей, которые просили милостыню: «Подайте Христа ради». Оскорбительным это слово не считалось, подавали кто сколько мог, проявляя жалость и доброту)
- Почему Филька так поступил?
(Просто потому, что Конь помешал ему есть хлеб, а Филька не привык думать ни о ком, кроме себя)
(Просто потому, что Конь помешал ему есть хлеб, а Филька не привык думать ни о ком, кроме себя)
Последовательность действий Фильки
«Качества характера Фильки»
Качества характера | Обоснование данного утверждения текстом |
Равнодушие | Филька нехотя встал, вышел за калитку. |
Жестокость | Наотмашь (то есть сильно размахнувшись) ударил коня по губам. |
Неуважение к труду | Закинул хлеб далеко в рыхлый снег. |
Злобная радость при несчастье другого | На вас не напасёшься, на христорадников! Вон твой хлеб! Иди копай его мордой из-под снега! Идикопай! |
Роль детали в тексте
Большая роль в тексте отводится детали, которая по-особому характеризует героя.
- Какая деталь привлекла наше внимание?
(Слеза, что вытекла из глаз коня). Значит, животные тоже плачут, у них тоже есть душа. И Филька ранил его душу.
(Слеза, что вытекла из глаз коня). Значит, животные тоже плачут, у них тоже есть душа. И Филька ранил его душу.
- Какой приём использовал автор?
(Раненая душа – метафора. Это боль, обида, страдание..)
Найдите ключевые слова и выражения, помогающие понять, как реагирует природа на зло, совершённое Филькой.
- Как называется такой приём?
(Звукопись (аллитерация): повторяются звуки р, з, с, имитирующие свист ветра, рёв бури.)
- Определите значение слова «злорадный» (окрик).
Злорадный – качество предмета, обозначающее злобную радость при несчастье, неудаче другого.
Злорадность – чувство удовлетворения, злобной радости, испытываемое при неудаче, несчастье другого.
(Раненая душа – метафора. Это боль, обида, страдание..)
Найдите ключевые слова и выражения, помогающие понять, как реагирует природа на зло, совершённое Филькой.
- Как называется такой приём?
(Звукопись (аллитерация): повторяются звуки р, з, с, имитирующие свист ветра, рёв бури.)
- Определите значение слова «злорадный» (окрик).
Злорадный – качество предмета, обозначающее злобную радость при несчастье, неудаче другого.
Злорадность – чувство удовлетворения, злобной радости, испытываемое при неудаче, несчастье другого.
Общие черты характера мужика и Фильки
Солдат попросил хлеб | Конь потянулся к хлебу |
Злой: «не добр был к солдату» | Злой: «не добр был к коню» |
Крикливый: «злой, крикливый» | Крикливый: «Да ну тебя! Дьявол!» |
Жадный: «не дал в руки, кинул» | Жадный: «на вас не напасёшься, на христорадников» |
Грубый: «швырнул хлеб» | Грубый: «закинул хлеб далеко» |
Высокомерный: «Раз голодный – поднимешь» | Высокомерный: «Вон твой хлеб! Иди копай!» |
Путь Фильки к добру. Этапы покаяния
С какой целью автор вводит в произведение о реальных событиях и реальных героях сказочные мотивы?
Сказочные герои | Реальные герои |
Сорока | Филька |
Силы природы | Конь |
Мельник Панкрат | |
Бабка Фильки | |
Жители деревни |
Сказочные события | Реальные события |
Топнул конь ногой – засвистел ветер, упал на землю лютый мороз. Легенда о происшествии столетней давности. Говорящая сорока приводит тёплый ветер. | Война, раненый конь, равнодушный мальчик,жители деревни. Инвалид, просящий подаяние Мальчик, обидевший коня. Совместная работа, возвращение к жизни мельницы. Радость прощения и примирения с конём. |
Природа является мерилом человеческих поступков. Сказочные сцены природы помогают Фильке осознать свой поступок и искупить вину перед раненым конём.