В.Г.Короленко «В дурном обществе»
Видеоурок. «В дурном обществе». Сюжет и герои «Дурное общество» и «дурные дела»
Владимир Галактионович Короленко родился в семье судьи в г.Житомире, на Украине. С детства хорошо знал русский, польский и украинский языки. Повзрослев, стал писателем, который поступал, как велит ему голос совести, никогда не заменяя своим нравственным принципам.
Он был удивительным человеком, его называли «нравственным гением» русской литературы. Владимир Галактионович был сторонником революционного преобразования государства, стремился улучшить жизнь простого народа, боролся с царским самодержавием. В наказание за это много раз отбывал ссылку. В одной из них, в Якутии (1881 – 1884), и была написана повесть «В дурном обществе».
Он был удивительным человеком, его называли «нравственным гением» русской литературы. Владимир Галактионович был сторонником революционного преобразования государства, стремился улучшить жизнь простого народа, боролся с царским самодержавием. В наказание за это много раз отбывал ссылку. В одной из них, в Якутии (1881 – 1884), и была написана повесть «В дурном обществе».
Словарная работа
Убежище - это место, где можно укрыться, найти спасение от чего-нибудь.
Слово ютиться означает помещаться на небольшом пространстве, иметь пристанище в тесном помещении.
Кров - слово высокого стиля, обозначает жилище, приют.
Потомок - человек по отношению к своим предкам. Короленко пишет о «потомках слуг графского рода», то есть о детях и внуках тех, кто когда-то служил графу.
Выражение «дурная слава» употребляют, когда хотят сказать, что о ком-то или о чём-то говорят много плохого. Короленко пишет: «Гора, изрытая могилами, пользовалась дурной славой».
Суровое лицо - угрюмое, сердитое лицо.
Раздоры - разногласия, ссоры, вражда.
Угрюмый человек - мрачный, неприветливый человек.
Притерпеться к упрёкам означает привыкнуть к тому, что тебе высказывают своё неодобрение или обвинения. Вася притерпелся к упрёкам, то есть привык и перестал обращать внимание на обвинения в том, что он бродяга.
«Серый камень» - это известняк. Короленко употребляет это выражение, когда хочет сказать, что Марусю убивает нищета и безрадостная жизнь.
«Призраки старого замка» - это бывшие графские служащие и их потомки, потерявшие смысл существования и живущие как призраки.
«Дурное общество» - общество людей, совершающих предосудительные, безнравственные с точки зрения господствующей морали поступки.
Слово ютиться означает помещаться на небольшом пространстве, иметь пристанище в тесном помещении.
Кров - слово высокого стиля, обозначает жилище, приют.
Потомок - человек по отношению к своим предкам. Короленко пишет о «потомках слуг графского рода», то есть о детях и внуках тех, кто когда-то служил графу.
Выражение «дурная слава» употребляют, когда хотят сказать, что о ком-то или о чём-то говорят много плохого. Короленко пишет: «Гора, изрытая могилами, пользовалась дурной славой».
Суровое лицо - угрюмое, сердитое лицо.
Раздоры - разногласия, ссоры, вражда.
Угрюмый человек - мрачный, неприветливый человек.
Притерпеться к упрёкам означает привыкнуть к тому, что тебе высказывают своё неодобрение или обвинения. Вася притерпелся к упрёкам, то есть привык и перестал обращать внимание на обвинения в том, что он бродяга.
«Серый камень» - это известняк. Короленко употребляет это выражение, когда хочет сказать, что Марусю убивает нищета и безрадостная жизнь.
«Призраки старого замка» - это бывшие графские служащие и их потомки, потерявшие смысл существования и живущие как призраки.
«Дурное общество» - общество людей, совершающих предосудительные, безнравственные с точки зрения господствующей морали поступки.
«В дурном обществе»
Место описываемых в произведении событий – город Ровно, где Короленко учился в третьем классе реальной гимназии. Город назван в повести Княжье-Вено. В образе судьи писатель воспроизвел некоторые черты своего отца, который был уездным судьей в провинциальных городках и для которого поистине рыцарская честность была привычной и естественной.
Беседа по вопросам
- От чьего имени ведётся рассказ?- Ребята, когда вы впервые видите человека, на что сначала обращаете внимание?
(Внешний вид, одежда…)
- Чтобы узнать человека лучше, достаточно ли только этих признаков?
(Нет)
- На что еще необходимо обращать внимание, чтобы лучше узнать человека?
(На поступки, на отношение к окружающим людям…)
- Для чего нужно обращать внимание на все это?
(Чтобы, понять: что из себя представляет этот человек, какими нравственными качествами обладает…)
- Для чего нужно обращать внимание на все это?
(Чтобы, понять: что из себя представляет этот человек, какими нравственными качествами обладает…)
Составьте кластер по образцу
Образ литературного героя (портрет; внутренние переживания поступки героя, влияние на окружающих; жесты, мимика; отношение других действующих лиц к данному герою; имя; обстановка)- Выделите ключевые слова в цитате.
«Малый был в «дурном обществе», но не сделал «дурного дела».
(дурное общество, дурные дела)
- Как вы понимаете, что такое общество?
Общество. 1)это совокупность людей, объединённых социальными формами совместной жизни и деятельности.
2) та или иная среда людей.
- А что такое «дурное общество»?
(общество, в котором люди причиняют друг другу зло, обижают слабых, забывают о добрых поступках)
- А какие поступки мы считаем добрыми?
(совершаемые нами во благо других, даже если при этом мы должны жертвовать собой).
- А злыми?
(во вред другим, для достижения собственных целей)
-Как вы думаете, где существуют добро и зло - во внешнем окружающем нас мире или в душе человека?
(в душе)
- Можно ли однозначно оценить человека, добрый он или злой?
(не можем. «В душе человека постоянно происходит борьба добра и зла, человеку свойственны нравственные «взлёты» и «падения»)
(Герой Короленко мальчик, но у него есть свой жизненный опыт, свои мнения, свои этические принципы. Вася страдает, ребёнок потерял маму, а со смертью матери теряет и отца. Он чувствует себя обездоленным и покинутым, предоставленным самому себе. «Я же рос, как дикое деревце в поле».)
- А кто для вас самый близкий человек?
(Родители. Главным центром жизни любого человека должен быть его дом. Это место, где растут дети – растут физически и впитывают в себя всё, что сделает их хорошими, добрыми людьми).
- А как относятся к Васи дома?
«Все звали меня бродягой, негодным мальчишкой и так часто укоряли в разных дурных наклонностях, что я, наконец, и сам проникся этим убеждением».
- Какая пропасть разделяла отца и сына, самых близких людей?
« С шести лет я уже испытывал ужас одиночества».
- Как Вася относится к «тёмным личностям»?
(У Васи сердце сжимается от жалости к людям, оставшимся без крова. Перед нами мальчик с чуткой нежной душой, страдающий от непонимания близких, способный почувствовать боль другого. Но мир, в котором он существует, формирует его взгляды. Нищенствовать – плохо, воровать – нехорошо, бродяжничать – дурно. Он ведь считает себя дурным «сыном почтенных родителей, который не щадит семейного счастья»).
«Образ за образом, впечатление за впечатлением ложились на душу яркими пятнами, я узнал и увидел много такого, чего не видали дети старше меня».
- С кем знакомится Вася в старой часовне?
(читают заранее подготовленные ученики)
- Почему встреча, грозившая закончиться дракой, переросла в крепкую дружбу?
- Какие открытия сделал Вася в этот день?
(Он узнал, что «дети могут жить без дома». Но Васю не смущает, что новые друзья принадлежат к «дурному обществу», для него они – дети, с которыми ему интересно, а всё остальное не имеет значения).
Что такое сравнение?
-Как вы думаете, где существуют добро и зло - во внешнем окружающем нас мире или в душе человека?
(в душе)
- Можно ли однозначно оценить человека, добрый он или злой?
(не можем. «В душе человека постоянно происходит борьба добра и зла, человеку свойственны нравственные «взлёты» и «падения»)
Работа с текстом.
- Каким мы видим Васю в начале повести?(Герой Короленко мальчик, но у него есть свой жизненный опыт, свои мнения, свои этические принципы. Вася страдает, ребёнок потерял маму, а со смертью матери теряет и отца. Он чувствует себя обездоленным и покинутым, предоставленным самому себе. «Я же рос, как дикое деревце в поле».)
- А кто для вас самый близкий человек?
(Родители. Главным центром жизни любого человека должен быть его дом. Это место, где растут дети – растут физически и впитывают в себя всё, что сделает их хорошими, добрыми людьми).
- А как относятся к Васи дома?
«Все звали меня бродягой, негодным мальчишкой и так часто укоряли в разных дурных наклонностях, что я, наконец, и сам проникся этим убеждением».
- Какая пропасть разделяла отца и сына, самых близких людей?
« С шести лет я уже испытывал ужас одиночества».
Отношение Васи к «тёмным личностям».
- Как Вася относится к «тёмным личностям»?
(У Васи сердце сжимается от жалости к людям, оставшимся без крова. Перед нами мальчик с чуткой нежной душой, страдающий от непонимания близких, способный почувствовать боль другого. Но мир, в котором он существует, формирует его взгляды. Нищенствовать – плохо, воровать – нехорошо, бродяжничать – дурно. Он ведь считает себя дурным «сыном почтенных родителей, который не щадит семейного счастья»).
«Образ за образом, впечатление за впечатлением ложились на душу яркими пятнами, я узнал и увидел много такого, чего не видали дети старше меня».
- С кем знакомится Вася в старой часовне?
(читают заранее подготовленные ученики)
- Почему встреча, грозившая закончиться дракой, переросла в крепкую дружбу?
- Какие открытия сделал Вася в этот день?
(Он узнал, что «дети могут жить без дома». Но Васю не смущает, что новые друзья принадлежат к «дурному обществу», для него они – дети, с которыми ему интересно, а всё остальное не имеет значения).
Сравнительная характеристика Маруси и Сони.
Что такое сравнение?
(Сравнение - это художественный прием, при котором образ создается посредством сравнения одного объекта с другим.) Найдите сравнение в описании девочек.
- Какую роль сыграла детская игрушка в жизни Маруси и Васи?
- Какую роль сыграла детская игрушка в жизни Маруси и Васи?
Самостоятельная работа.
1. Составьте небольшую характеристику Васе, используя материалы сегодняшнего урока, в виде синквейна.
Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
2. Восстановите последовательность эпизодов в повести «В дурном обществе». Поставьте номера 1-10
1.Жизнь в Княж-городке.
2.Знакомство с Валеком и Марусей.
3.Смерть матери.
4.История с куклой.
5.Пан Тыбурций и его дети.
6. Смерть Маруси.
7. Знакомство Васи с Тыбурцием.
8. Болезнь Маруси.
9.Исчезновение Тыбурция и Валека.
10. Примирение отца с сыном.
1.Жизнь в Княж-городке.
2.Знакомство с Валеком и Марусей.
3.Смерть матери.
4.История с куклой.
5.Пан Тыбурций и его дети.
6. Смерть Маруси.
7. Знакомство Васи с Тыбурцием.
8. Болезнь Маруси.
9.Исчезновение Тыбурция и Валека.
10. Примирение отца с сыном.