А.А.Фет «Весенний дождь»
Послушайте стихотворение
Словарная работа
Завеса –
1. Большая занавеска, закрывающая или отделяющая что-нибудь (устар.).
2. (перен.) То, что скрывает, закрывает собой что-нибудь.
Анализ стихотворения
- Какова тема стихотворения?
(Тема – картина весеннего дождя)
- Какие образы предстают перед нами?
(Образы солнца, воробья, дождя, сада)
- Какой образ главный? Почему?
(Образ дождя. Отражён в названии стихотворения)
Какие художественные средства использовал поэт?
Теория литературы
Эпитет – это художественное определение предмета или действия.
(Золотая пыль, душистый мёд, свежие листья)
Метафора – переносное значение слова, основанное на сходстве и противопоставлении одного предмета или явления другому, скрытое сравнение.
Сравнение – изображение одного явления с помощью сопоставления его с другим.
(…И будто в золотой пыли
Стоит за ней опушка леса)
Олицетворение – придание неживому предмету свойств живого существа.
- Что помогает чётче представить, ощутить художественные образы?
Поэт насыщает картину запахами («От лип душистым медом тянет»), цветом («солнце блещет», «в золотой пыли»), звуками (капли «брызнули в стекло», дождь по листьям «барабанит»).
Стихотворение наполнено ощущением движения, жизни. Поэт прислушивается к звукам, обоняет запахи, внимательно, с любовью всматривается в мир.
- Какие глаголы и глагольные формы использовал автор в стихотворении? Выпишите их.
(Мы чувствуем движение, видим изменения в природе. Почти каждая строчка открывает перед нами новую картину. Поэт чередует перед нами крупный и общий планы, благодаря ярким, динамичным глаголам)
- Как пейзаж связан с чувствами человека? Прочитайте 1-е четверостишие.
- Какое чувство возникает у вас?
(Радость)
- Какое чувство преобладает во 2-м четверостишии?
(Тревога)
- А в последней строфе?
(Свобода)