К.Г.Паустовский. Сказка «Заячьи лапы»
Паустовский говорил, что его все больше привлекают простые и безызвестные люди – пастухи, паромщики, ремесленники, лесные объездчики, «сторожа и деревенские дети – его закадычные друзья». Вот поэтому и создал К. Г. Паустовский «Заячьи лапы» – рассказ, в котором мальчик и старик пытаются спасти зайчонка. Но не все так просто в этом произведении…
Словарная работа.
Оголец - мальчишка, молодой парень.
Пенсне - очки, которые держатся с помощью пружинки на переносице.
Ураган - ветер необычной, разрушительной силы.
Он`учи - обмотка для ноги под сапог, портянка.
Лапти - в старое время крестьянская обувь, сплетённая из лыка ( липа)
Коновал - знахарь, лечащий лошадей. ( о плохом, невежественном враче)
Янтарь - окаменевшая живица хвойных деревьев, прозрачного до тёмно- красного цвета, обрабатывается для украшений.
Фетровая шляпа - плотный валяный материал из высококачественных сортов шерсти.
Осмысление
- Какую историю вы узнали?
- Почему рассказ так назван?
- Рассказ назван «Заячьи лапы» потому, что у зайца, о котором идет речь в рассказе, были обожжены лапы, и главное действие рассказа разворачивается вокруг необходимости вылечить зайцу лапы.
Словесное рисование
– Каким вы представляете себе зайца? Опишите его, используя текст.
(Он маленький, завернут в засаленную куртку. Лапы у зайчика пожженные, а ухо – рваное. Глаза у него красные, а из них катятся слезы. Зайчик часто моргает. Когда особенно больно, он дрожит.)
Работа с текстом
- Перечислим героев рассказа. Кто они?
Кто из героев вызывает симпатию? Почему? Приведите примеры из текста.
- Кто неприятен? Почему? Подтвердите цитатами.
- Какими являются Ваня и дед Ларион?Ваня умеет сострадать. Он не просто жалел зайца, а сделал все, чтобы спасти его. Отношение Вани к больному зверьку похоже на отношение к другу, к человеку.
Дед Ларион - отзывчивый, добрый.
Какое грозное явление природы послужило началом истории? (Лесной пожар.)
- Найдите в тексте слова и выражения, которые свидетельствуют о том, что в то лето было очень жарко. («Горячая песчаная дорога», «пахло гарью», «неслыханная жара», «жаркий ураган»)
- Согласны ли вы с мнением, что лесной пожар – это стихийное бедствие? Подтвердите свои слова текстом.
("Ветер перешел в ураган. Огонь гнало по земле с неслыханной скоростью. По словам деда, даже поезд не мог бы уйти от такого огня... Смерть настигала деда, хватала его за плечи...”)
— Что вам показалось необычным в построении рассказа?
Мы долго слушали о том, что Ваня и дед хотели вылечить зайца, но не знаем, почему они этого хотели. И только в самом конце рассказа мы узнаем истинную причину этого желания.
- Как можно озаглавить части текста?
План
1. Ваня у ветеринара.
2. Карл Петрович вылечил зайца.
3. Лесной пожар
- Какое из этих событий в действительности произошло первым?
- Почему же писатель нарушил последовательность событий в рассказе?(Автор хотел, чтобы читатели представили себя на месте рассказчика, который сам до последнего момента не понимает причины такой необычной заботы деда о больном зайце. И, наверное, для того, чтобы подчеркнуть самый напряженный эпизод в рассказе, оставить впечатление от доброго отношения человека к животным.)
- О чём же этот рассказ? О зайце ли он?
О людской доброте и отзывчивости, о способности человека откликаться на чужую боль. Больной заяц - в центре событий, а каждый персонаж проходит проверку на доброту и человечность. Кто-то сдаёт этот экзамен, а кто-то нет!
Добрых и отзывчивых людей в рассказе гораздо больше, чем плохих. Благодаря им зайца спасают!