Главная | Регистрация | Вход | RSSВоскресенье, 05.05.2024, 00:58

Меню сайта
Методическая копилка
Обучающимся
Электронный журнал

ГИС "Образование Югры"
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Погода


Задание 5. Пунктуационный анализ (расстановка знаков препинания)
 
 
Знаки препинания при вводных словах и вставных конструкциях

Вводные конструкции – это слова, словосочетания и предложения, выражающие отношение говорящего к высказанной мысли. Вводные конструкции не являются членами предложения и грамматически не связаны с предложением, в котором находятся (к ним нельзя задать вопрос).
Значение вводных конструкций   
- могут выражать чувства говорящего     как назло, к досаде, к изумлению, к счастью, к несчастью, к огорчению, к прискорбию, к радости, к сожалению, к стыду, к удивлению
- могут выражать уверенность/ неуверенность говорящего     без сомнения, безусловно, бесспорно, (весьма) вероятно, видимо, видно, вне всякого сомнения, (весьма) возможно, действительно (=право), должно быть, кажется, казалось, казалось бы, может быть, можно сказать, наверное, верно, несомненно, очевидно, по-видимому, по сути (по сути дела), правда, конечно, допустим, думаю, знать
- могут указывать на связь мыслей, последовательность     в довершение всего, в конце концов, вместе с тем, в общем, во-первых, во-вторых (и т. д.), во всяком случае, впрочем, в частности, главное, главным образом, значит, к примеру, например, кроме того, кстати, между прочим, к слову сказать, наконец, например, напротив, наоборот, помимо этого, прежде всего, следовательно, с одной стороны, с другой стороны, таким образом, итак, тем не менее, мало того, надо сказать
- могут указывать на источник сообщения     говорят, думаю, известно, как известно, как говорили, как известно, по-вашему, по мнению (кого, чьему), помнится, по-моему, по преданию, по словам (чьим), по слухам, с точки зрения, дескать
- могут указывать на способ оформления мыслей     вернее, вообще говоря, другими словами, иными словами, иначе говоря, как говорится, можно сказать, одним словом, словом, словом сказать, собственно, собственно говоря, в общем, в сущности
могут служить для привлечения внимания собеседника     верите (ли), видите (ли), вообрази(те), вы знаете, вы понимаете, если хотите, если хочешь, заметь(те) себе, можешь (себе) представить, не поверите, не поверишь, поверь(те), пожалуйста, помилуй(те), помните (ли), понимаете (ли), послушай(те), представь(те), согласитесь
- могут указывать на частотность, обычность сообщаемого    бывает, бывало, как водится, как всегда, по обыкновению, по обычаю, случается, случалось, как правило, как принято
- могут придавать экспрессивность высказыванию    кроме шуток, между нами (говоря), надо признаться, надо сказать, нечего сказать, по правде сказать (сказать по правде), признаться, прямо скажем, сказать по совести, сказать, уверяю вас, честно говоря (=если честно), на самом деле
!!! Кроме того, есть ряд «лжевводных» слов. Такие слова не являются вводными, не выделяются знаками препинания. Их необходимо запомнить: (как) будто, вряд ли, едва ли, якобы, почти, даже, именно, ведь, просто, только, непременно, вот, как раз, всё-таки, всё же, вроде, причём, обязательно, вдруг, словно, авось, небось, как-никак, поэтому, обычно, вдобавок, к тому же, между тем, в довершение всего, в конечном счёте, тем не менее, поистине, именно, буквально, решительно, приблизительно.
Вводные предложения имеют те же значения, что и вводные слова. Вводные предложения могут быть односоставными или двусоставными. Вводные предложения могут присоединяться к основному предложению без помощи союзов или при помощи союзов. (Лето, если верить приметам, будет жарким. Лето, как считают многие, будет жарким.)
Вводные слова/словосочетания/предложения ВСЕГДА обособляются.
Многие из вводных конструкций могут быть омонимичны членам предложения или союзам. Вводные конструкции требуют постановки знаков препинания, члены предложения/союзы – не всегда. Чтобы не допустить пунктуационных ошибок, необходимо проанализировать контекст, понять, какую роль играет слово/словосочетание, можно ли к нему задать вопрос/изъять его из предложения (см. примеры в таблице). Вводное слово можно легко опустить, не нарушая структуры предложения, или заменить другим вводным словом. Пропуск члена предложения нарушает смысл и структуру предложения.
 
Вводная конструкция Омонимичные слова
Ганин, однако, никогда не был слишком щедр на похвалу.    Мы очень торопились, однако опоздали.(запятая ставится перед противительным союзом однако (=но).
Я, может быть, приду сегодня на концерт. (вводн., выражающее степень уверенности) Обстоятельство может быть выражено наречием (может быть – сказуемое).
Вы, верно, приехали сюда давно?    Вы верно перевели текст. (верно – обстоятельство)
Придет, бывало, и начнет рассказывать смешные истории.    С уроками бывало у него много хлопот. (бывало – сказуемое)
Кстати, надо сходить в библиотеку перед уроками. Ваш приезд был кстати. (в знач. «вовремя, в подходящий момент, к месту» или «пользуясь случаем»)
Перестань, наконец, шуметь! Ребёнок наконец уснул. (обстоятельство, «в итоге», «в результате»)
Он не торопился, и, таким образом, допустил ошибку. Таким образом надо поступать. (как поступать – таким образом, обстоятельство)
Ты, значит, собираешься уезжать? На небе тучи, значит будет дождь (значит – союз)
Понять – значит простить. (Значит – связка в сказуемом)
 
Вставные конструкции – это слова, словосочетания и предложения, которые вносят в основное предложение дополнительные сведения, попутные замечания, уточнения, пояснения, поправки и т.д.  Вставные конструкции синтаксические не связаны с предложением, внутри которого они находятся. Вставные конструкции не могут употребляться в начале предложения. Вставные конструкции выделяются скобками или тире.
Однажды – не помню почему – спектакля не было. Мелодия белорусской песни (если вы её слышали) несколько однообразна.

Знаки препинания при обращениях

Обращение – это слово или сочетание слов, называющее лицо или предмет, к которому обращена речь. Обращения привлекают внимание собеседника, побуждают его к тому, чтобы выслушать говорящего или пишущего. Обращения не являются членами предложения. Обращение может быть нераспространенным (состоит из одного слова) и распространенным (состоит из нескольких слов. Функцию обращения могут выполнять имена собственные, названия людей по родству, профессии и т.п; названия или клички животных; названия неодушевленных предметов при олицетворении.
Обращения вместе со всеми относящимися к нему словами обособляются. Ребята, давайте жить дружно.
Если предложение стоит в начале предложения и произносится с мильным чувством, после него ставится восклицательный знак. О Русь! В тоске изнемогая, тебе слагаю гимны я…
Перед обращением может стоять частица или междометие. Частица не отделяется от обращения знаками препинания, междометие – отделяется. Частица имеет усилительное значение и от обращения интонационно не отделяется (не имеет самостоятельного ударения). Междометия интонационно самостоятельны, ударны, после них есть пауза. Ср. О мой милый, мой нежный, прекрасный сад. – О, моя утраченная свежесть, буйство глаз и половодье чувств.

Знаки препинания в сложном предложении: запятая, двоеточие, тире

Сложным является предложение, которое состоит из двух или нескольких частей (простых предложений), связанных по смыслу и интонационно. Сложные предложения бывают союзными (сложносочиненные и сложноподчиненные) и бессоюзными. Между частями сложного предложения, как правило, ставятся знаки препинания (запятая, двоеточие, тире)

Знаки препинания в сложносочиненном предложении (ССП)

Между частями сложносочиненного предложения, как правило, ставится запятая. [На улице было холодно], и [он зашёл в дом].
В ССП перед союзом и запятая не ставится:
• Если части сложносочиненного предложения имеют общий второстепенный член или общее вводное слово. Для счастья людям нужен мир и не нужна война. Разумеется, вы с ним знакомы давно и образ мыслей его вам хорошо известен.
• Если части сложносочиненного предложения являются вопросительными предложениями. Зачем вы принесли в комнату этот стеллаж и куда мы его будем ставить?
!!! Сложносочиненные предложения нужно отличать от простых предложений с однородными сказуемыми. Ср. [День выпал тёплый], и [кое где в последний раз зардела рябина]. (ССП) – [Заглянуло солнце в окна и росой умыло стёкла]. (прост.)
!!! Будьте аккуратны со сложносочиненными предложениями, в состав которых входят односоставные предложения (такие предложения часто путают с простыми, осложненными однородными сказуемыми). [Душно стало], и [я вышел на воздух освежиться]. (ССП, содержащее односоставное безличное предложение)

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении (СПП)

Сложносочиненное предложение (СПП) – это сложное предложение, части которого соединены с помощью подчинительных союзов (что, чтобы, так как, будто и др.) или союзных слов (кто, который, что, сколько, куда, как, где, зачем и др.). Я знаю, что ты говоришь правду.
СПП имеет две части, одна из которых является главной, а другая (к ней обычно можно задать вопрос) – подчиненной, придаточной. Придаточная часть может стоять перед главной, после главной или в середине нее. Иногда в главной части СПП употребляются указательные слова тот, там, туда, тогда, столько и др. Указательные слова поясняются придаточной частью СПП.  Счастлив лишь тот, кто умеет радоваться за других.
Части сложноподчиненного предложения разделяются запятой.
[ ],( ) - придаточная после главной. Нужно читать только те книги, которые учат понимать смысл жизни.
( ),[ ] - придаточная до главной. Когда труд – удовольствие, жизнь хороша.
[ ,( ), ] - придаточная внутри главной. В небольшой комнате, которую он занимал, стол круглый стол.
! Как правило, запятая ставится перед подчинительным союзом/союзным словом. Однако иногда перед союзными словами могут быть другие члены предложения. Ср. [Она прочитала книгу], (которая уже давно стояла на полке). – [Книга, (первая страница которой была вырвана), не давала ей покоя].

Знаки препинания в СПП с несколькими придаточными.

В предложении с несколькими придаточными между всеми частями ставится запятые.
Предложения с несколькими придаточными можно разделить на три группы:
СПП с однородным подчинением (придаточные относятся к одному слову главной части, к ним задаётся один и тот же вопрос)    [Он знал], (что завтра будет контрольная), (что нужно повторить все правила).
* Если однородные придаточные соединены одиночными союзами и, или, запятая перед союзом не ставится (союз во второй придаточной может отсутствовать)  Ср. [Он знал], (что завтра будет контрольная), (что нужно повторить все правила). – [Он знал], (что завтра будет контрольная) и (что нужно повторить все правила). – [Он знал], (что завтра будет контрольная) и (нужно повторить все правила).
СПП с параллельным (неоднородным) подчинением (придаточные или относятся к одному слову главной части, но к ним задаются разные вопросы, или придаточные относятся к разным словам главной части)    (Когда у меня в руках новая книга), [я чувствую], (что в мою жизнь вошло что-то живое, говорящее, чудесное).
СПП с последовательным подчинением (придаточные располагаются цепочкой; от главной части задается вопрос к придаточной, а от придаточной - ко второй придаточной).    Только тот может стать человеком, кто смотрит вперед, знает, что ему надо сделать за свою жизнь.
*При последовательном подчинении рядом могут оказаться подчинительные союзы/союзные слова. В таком случае запятая не ставится, если после придаточного идет вторая часть союза (то, так).
Ср. Деревья так теснятся друг к другу, что если умрёт вековая сосна, то некуда ей упасть. – Деревья так теснятся друг к другу, что, если умрёт вековая сосна, некуда ей упасть.
В СПП с несколькими придаточными возможны комбинации связей (однородн. + последовательное, параллельн. + однородн. и т.д.). Каждый раз, когда приходила осень, начинались разговоры о том, что многое в природе устроено не так, как нам бы хотелось.

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении (БСП)

Бессоюзное сложное предложение (БСП) – это такое сложное предложение, части которого соединены только по смыслу и интонационно, а союзы и союзные слова не используются.
ЗАПЯТАЯ В БСП
- В БСП со значение одновременности и последовательности предложения отделяются запятой.
* Между частями БСП может стоять точка с запятой, если предложения распространены или мало связаны по смыслу. Дождик кончился сразу, туча пошла дальше, показалось солнышко.
ДВОЕТОЧИЕ В БСП
- Во второй части причина того, о чем говорилось в первой. (можно подставить союз потому что). Я доверяю любящим: они великодушны.
- Вторая часть поясняет содержание первой. (можно подставить союзы а именно, то есть). Предметы потеряли свою форму: всё сливалось сначала в серую, а потом в тёмную массу.
- Вторая часть дополняет первую (можно подставить союз что).
* Как правило, в первой части таких предложений содержатся слова видеть, слышать, смотреть, понимать, узнать и др. Я знаю: в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь.
ТИРЕ В БСП
- Части противопоставлены, происходит неожиданное присоединение или быстрая смена событий. (можно подставить союзы а, но и др.) Мир строит – война разрушает. Сыр выпал – с ним была плутовка такова.
- В первой части время или условие действия (можно подставить союзы когда и если)    Совесть потеряешь – другой не купишь. Упадёт луч солнца на траву – вспыхнет трава изумрудом и жемчугом.
- Во второй части следствие, вывод из того, о чём говорится в первой. (можно подставить союз так что) Распахнули окна – запах сосен вступил на веранду
- Во второй части сравнение с тем, о чем говорится в первой (можно подставить союз как) Рассказывать начнёт – ручеёк журчит.

Знаки препинания в предложении с прямой речью.

Прямая речь – речь другого лица, которую автор воспроизводит дословно, сохраняя ее содержание и форму. Прямая речь сопровождается авторскими словами. На письме для выделения прямой речи употребляются кавычки. Слова автора могут предшествовать прямой речи, следовать за ней, вставляться в середину прямой речи.
«П», – а. «П?» – а. «П!» – а.    «Ой, да тут глубоко!» – со смехом сказала она.
А: «П». А: «П?» А: «П!»    Мишка кричит: «Здорово получается!»
«П, – а, – п?» «П, – а. – П». «П? – а. – П!» «П! – а. – П». «Что вы говорите? – воскликнула Марья Гавриловна. – Как это странно!»
А: «П», а. А: «П?» – а. А: «П!» – а. На мой вопрос: «Жив ли старый смотритель?» – никто не мог дать мне утвердительного ответа.
 
 
 
 
 
 
 
Вход на сайт

Поиск
Алексеева Т.Н.
***
Душа ребенка – чистая слеза
В ней и тепло, и свет, и откровенье
А искренность, доверчивость в глазах
И ожиданье доброго общенья.
Но чтобы душу детскую понять
При этом не поранить , не обидеть
Как много сил нам надо отдавать
И чутким быть, и многое предвидеть
Международный конкурс
Всероссийский конкурс
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Друзья сайта
Официальный блог
Сообщество uCoz
База знаний uCoz
Наш опрос
Оцените мой сайт

Всего ответов: 641

Кто посетил сайт?

Всего ответов: 662



Copyright MyCorp © 2012 - 2024