Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 26.09.2020, 10:57

Меню сайта
Методическая копилка
Обучающимся
Категории раздела
Жизнь и творчество писателей [24]
Драма [3]
Классика [7]
О войне [4]
Сказки [8]
Советы психолога [11]
Информация [14]
Обучающимся [0]
Литературный календарь [220]
Сочинение-рассуждение ЕГЭ [34]
Сочинение-рассуждение ОГЭ (9.3) [18]
Праздники сегодня
Информер праздники сегодня
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Сочинение-рассуждение ЕГЭ

Лесков. О Селиване.
Лесков. О Селиване.

Исходный текст
     Мой отец и исправник были поражены тем, что мы перенесли в дороге и особенно в разбойничьем доме Селивана, который хотел нас убить и воспользоваться нашими вещами и деньгами...
     Кстати, о деньгах. При упоминании о них, тетушка сейчас же воскликнула:
     - Ах, Боже мой! да где же моя шкатулка?
     В самом деле, где же эта шкатулка и лежащие в ней тысячи?
     Представьте себе, что ее не было! Да, да, ее-то одной только и не было ни в комнатах между внесенными вещами, ни в повозке - словом, нигде... Шкатулка, очевидно, осталась там и теперь - в руках Селивана... Или... может быть, даже он ее еще ночью выкрал. Ему ведь это было возможно; он, как хозяин, мог знать все щелки своего дрянного дома, и этих щелок у него, наверно, не мало... Могла у него быть и подъемная половица и приставная дощечка в перегородке.
     И едва только опытным в выслеживании разбойничьих дел исправником было высказано последнее предположение о приставной дощечке, которую Селиван мог ночью тихонько отставить и через нее утащить шкатулку, как тетушка закрыла руками лицо и упала в кресло.
     Боясь за свою шкатулку, она именно спрятала ее за уголок под лавкою, которая приходилась к перегородке, отделяющей наше ночное помещение от той части избы, где оставался сам Селиван с его женою...
     - Ну, вот оно и есть! - воскликнул, радуясь верности своих опытных соображений, исправник. - Вы сами ему подставили вашу шкатулку!., но я все-таки удивляюсь, что ни вы, ни люди, никто ее не хватился, когда вам пришло время ехать.
     - Да Боже мой! мы были все в таком страхе! - стонала тетушка.
     - И это правда, правда; я вам верю, - говорил исправник, - вам было чего напугаться, но все-таки... такая большая сумма... такие хорошие деньги. Я сейчас скачу, скачу туда... Он, верно, уже скрылся куда-нибудь, но он от меня не уйдет! Наше счастье, что все знают, что он вор, и все его не любят: его никто не станет скрывать... А впрочем - теперь у него в руках есть деньги... он может делиться... Надо спешить... Народ ведь шельма... Прощайте, я еду. А вы успокойтесь, примите капли... Я их воровскую натуру знаю и уверяю вас, что он будет пойман.
     И исправник опоясался своею саблею, как вдруг в передней послышалось между бывшими там людьми необыкновенное движение, и... через порог в залу, где все мы находились, тяжело дыша, вошел Селиван с тетушкиной шкатулкой в руках.
     Все вскочили с мест и остановились как вкопанные...
     - Укладочку забыли, возьмите, - глухо произнес Селиван.
     Более он ничего не мог говорить, потому что совсем задыхался от непомерной скорой ходьбы и, может быть, от сильного внутреннего волнения.
     Он поставил шкатулку на стол, а сам, никем не прошенный, сел на стул и опустил голову и руки.
     Шкатулка была в полной целости. Тетушка сняла с шеи ключик, отперла ее и воскликнула:
     - Все, все как было!
     - Сохранно... - тихо молвил Селиван. - Я все бёг за вами... хотел догнать... не сдужал...    Простите, что сижу перед вами... задохнулся.
     Отец первый подошел к нему, обнял его и поцеловал в голову.
     Селиван не трогался.
     Тетушка вынула из шкатулки две сотенные бумажки и стала давать их ему в руки.
     Селиван продолжал сидеть и смотреть, словно ничего не понимал.
     - Возьми что тебе дают, - сказал исправник.
     - За что? - не надо!
     - За то, что ты честно сберег и принес забытые у тебя деньги.
     - А то как же? Разве надо не честно?
     - Ну, ты... хороший человек... ты не подумал утаить чужое.
     - Утаить чужое!.. - Селиван покачал головою и добавил: - Мне не надо чужого.
     - Но ведь ты беден - возьми это себе на поправку! - ласкала его тетушка.
      - Возьми, возьми, - убеждал его мой отец. - Ты имеешь на это право.
     - Какое право?
     Ему сказали про закон, по которому всякий, кто найдет и возвратит потерянное, имеет право на третью часть находки.
     - Что такой за закон, - отвечал он, снова отстраняя от себя тетушкину руку с бумажками. - Чужою бедою не разживешься... Не надо! - прощайте!
     И он встал с места, чтобы идти назад к своему опороченному дворишку, но отец его не пустил: он взял его к себе в кабинет и заперся там с ним на ключ, а потом через час велел запречь сани и отвезти его домой.
     Через день об этом происшествии знали в городе и в округе, а через два дня отец с тетушкою поехали в Кромы и, остановись у Селивана, пили в его избе чай и оставили его жене теплую шубу. На обратном пути они опять заехали к нему и еще привезли ему подарков: чаю, сахару и муки.
     Он брал все вежливо, но неохотно и говорил:
     - На что? Ко мне теперь, вот уже три дня, все стали люди заезжать... пошел доход... щи варили... Нас не боятся, как прежде боялись.
     Когда меня повезли после праздников в пансион, со мною опять была к Селивану посылка, и я пил у него чай и все смотрел ему в лицо и думал:
     "Какое у него прекрасное, доброе лицо! Отчего же он мне и другим так долго казался пугалом?"
     Эта мысль преследовала меня и не оставляла в покое... Ведь это тот же самый человек, который всем представлялся таким страшным, которого все считали колдуном и злодеем.   И так долго все выходило похоже на то, что он только тем и занят, что замышляет и устраивает злодеяния. Отчего же он вдруг стал так хорош и приятен?
     Я был очень счастлив в своем детстве в том отношении, что первые уроки религии мне были даны превосходным христианином. Это был орловский священник Остромыслений - хороший друг моего отца и друг всех нас, детей, которых он умел научить любить правду и милосердие. Я не рассказывал товарищам ничего о том, что произошло с нами в рождественскую ночь у Селивана, потому что во всем этом не было никакой похвалы моей храбрости, а, напротив, над моим страхом можно было посмеяться, но я открыл все мои приключения и сомнения отцу Ефиму.Он меня поласкал рукою и сказал:
     - Ты очень счастлив; твоя душа в день рождества была - как ясли для святого младенца, который пришел на землю, чтоб пострадать за несчастных. Христос озарил для тебя тьму, которою окутывало твое воображение - пусторечие темных людей. Пугало было не Селиван, а вы сами, - ваша к нему подозрительность, которая никому не позволяла видеть его добрую совесть. Лицо его казалось вам темным, потому что око ваше было темно. Наблюди это для того, чтобы в другой раз не быть таким же слепым.
     Это был совет умный и прекрасный. В дальнейшие годы моей жизни я сблизился с Селиваном и имел счастье видеть, как он у всех сделался человеком любимым и почетным.

Сочинения по демоверсии ЕГЭ 2019

Сочинение (пример 1)
Тема: Стоит ли судить о человеке поверхностно? Именно этот вопрос волнует автора предложенного текста.

     Н. Лесков раскрывает проблему, рассказывая читателю поучительную историю о людях с предрассудками, посчитавшими другого человека «пугалом» и вором просто так. Мы наблюдаем, с какой легкостью вся семья обвиняет человека в воровстве и как вытягиваются их лица, когда они узнают об обратном. Рассказчик также вспоминает одну важную мудрость, усвоенную после разговора с отцом Ефимом: пугаться следовало не Селивана, о котором ходили злые сплетни, а самих себя. После того как пелена недоверия, застилающая глаза, спала, рассказчик увидел Селивана совершенно другим: не «разбойником», а человеком добрым, с прекрасным лицом.
Авторская позиция очевидна: нельзя судить о человеке по первому впечатлению, доверившись сплетням.
Трудно не согласиться с автором. Действительно, судить о человеке по внешнему виду, по его репутации - по меньшей мере глупо, а если говорить о нравственной стороне вопроса – это попросту несправедливо. Можно запросто обидеть человека, недооценить его.
     В художественной литературе этой проблеме посвящено огромное количество произведений. Так в рассказе «Матренин двор» А.И Солженицына можно наблюдать схожую ситуацию. Главная героиня рассказа – простая женщина Матрена, о которой вся деревня отзывается нелестно. Ее считают глупой, потому что у нее нет хозяйства, даже поросенка она не держит, не гонится за нарядами, не копит имущества. Всем не нравится ее грязная белая коза, даже фикусы раздражают людей. Изба ее некрасивая, сгнившая. Однако мнение соседей оказывается ошибочным. В этом убеждается рассказчик, который узнает о тяжелой судьбе Матрены, прожив с ней некоторое время . Ее жизнь была полна горьких разочарований, она потеряла своих детей, но не озлобилась, а продолжала жить для людей. Она всю жизнь трудилась для других, выполняла тяжелую работу. Но именно в ней рассказчик увидел огромную внутреннюю силу, ее он называет женщиной, способной и коня на скаку остановить, и в горящую избу войти. Именно на таких людях, по мнению рассказчика, держится Россия.
     Другим примером поверхностного суждения о человеке можно назвать рассказ А.Платонова «Юшка». Главный герой – неказистый, старый на вид человек. Он был слишком худым и в городе его считали глупым и смешным. Дети его обижали, кидали в него камни. А родители дома пугали детей, говоря, что если они не будут учиться, то станут такими, как Юшка. Он не был похож на других, его называли «животным», а когда он в очередной раз не отвечал, то били. Когда Юшка умер, всем стало хуже жить, ведь больше не на кого было тратить свою злобу, никто больше так безропотно не принимал грубость и побои. Ключевым моментом рассказа стало появление в городе девушки, которая искала Ефима Дмитриевича. Горожане не сразу поняли, о ком идет речь. Оказалось , что она искала знакомого всем Юшку. Тут и выяснилось, что всю жизнь он работал не покладая рук, чтобы помочь этой девушке получить образование. Она, окончив университет, приехала к своему благодетелю,чтобы его вылечить, ведь она стала врачом. Оказалось, что смешной человек, который даже сахару не ел,имел огромное сердце. А девушка эта осталась лечить людей, не боясь даже самых больных. Все называли ее дочерью Юшки.
     Таким образом, проанализировав рассказы А. Платонова и А. И. Солженицына, я пришла к выводу: ни в коем случае и ни при каких обстоятельствах нельзя думать о человеке плохо. За каждым лицом и именем стоит сердце, душа, возможно, огромная, как земной шар. Этот текст напомнил мне об этом. Надеюсь, что эту истину я никогда не забуду.

Сочинение (пример 2)
     Почему важны уроки доброты, полученные в детстве? Такую проблему ставит Н. С. Лесков.  
     Проблема показалась мне важной и интересной, потому что заставила задуматься о том, как важно научиться любить людей и доверять им. Все происходящее мы видим глазами ребенка, пережившего настоящее потрясение от посещения дома Селивана, которого «все в округе считали колдуном и разбойником и который, как мы думали, хотел нас убить и воспользоваться нашими «вещами и деньгами». Герой находился во власти слухов, опорочивших семью Селивана. Страшным смыслом наполнены слова исправника: «Наше счастье, что все знают, что он вор, и все его не любят». Люди счастливы в своей уверенности в том, что Селиван и его семья – воры, никаких сомнений и переживаний по этому поводу нет. Все беспокоятся о шкатулке с деньгами. Переживания от утраченной шкатулке, уверенность в том, что Селиван скрылся с этой шкатулкой сменяются «необыкновенным движением».  Движением не только внешним: «вскочили с мест и остановились как вкопанные», но и движением внутренним: «воскликнула», «подошел», «обнял его и поцеловал в голову». Ребенок понимает, что взрослые испытывают чувство вины за несправедливое отношение к Селивану и стараются исправить ситуацию: тетушка стала давать деньги, отец «взял его к себе в кабинет и заперся там с ним на ключ». Через два дня отец с тетушкой остановились в доме Селивана, пили там чай, привезли подарки.   Автор привлекает внимание к мысли героя: «Отчего же он мне и другим так долго казался пугалом?» Мальчик мучительно ищет ответ на этот вопрос (предложения 51,52).*
     Лесков считает, что такие мучительные поиски ответа на жизненно важные вопросы являются уроками доброты, открывающими в человеке умение любить себе подобных относиться к ним с доверием. Писатель уверен, что уроки доброты, усвоенные в детстве, особенно значимы для человека, так как помогают духовному развитию личности.
     Я согласна с позицией автора и тоже считаю, что главные уроки человечности мы получаем в детстве, потому что только тогда мы все переживаем особенно остро и трепетно, а значит, и выводы делает основательно, на всю жизнь.

Сочинение (пример 3)
     Что может послужить причиной того, что общество изменит свое отношение к человеку с дурной репутацией? На этот вопрос ищет ответ Н.С. Лесков в своем рассказе.
     История человека, которого в начале повествования считают «колдуном и разбойником», а в конце признают «любимым и почитаемым», вложена автором в уста юного героя, и столь чудесное превращение происходит на глазах читателя. Селиван, оказавший помощь мальчику и его тетушке, подозревается в краже шкатулки с деньгами. Лесков через отношение исправника показывает, что вора схватить будет легко, «все его не любят: его никто не станет скрывать». Однако уже через минуту писатель заставляет персонажей в изумлении вскочить: Селиван сам доставляет шкатулку в целости и сохранности. На благодарность господ герой реагирует с удивлением: «А то как же? Разве надо нечестно?»
     Понимание несправедливого отношения к герою Лесков показывает через дальнейшее поведение своих персонажей, не только мальчик и его родные окружают вниманием и заботой вчерашнего «разбойника», но и другие люди, по сути признавая свою вину, спешат загладить ее перед Селиваном: «вот уже три дня, все стали люди люди заезжать».Кроме того автор подчеркивает, что сам Селиван от происходящего не загордился, брал подарки вежливо и неохотно, для него важнее, что его «не боятся, как прежне боялись». *
     Позицию автора можно понять по новому восприятию Селивана юным героем: «Какое у него прекрасное, доброе лицо!» Мальчика не оставляет в покое мысль о столь разительной перемене не в Селиване, а в своем отношении к этому человеку. Таким образом Лесков заставляет читателя задуматься над тем, что мнение о других людях может оказаться ошибочным, проявление честности и благородства способны кардинально изменить это мнение.
     Рассказ Лескова – это призыв задуматься над тем, верно ли мы судим о людях, которых плохо знаем.
     Трудно не согласиться с позицией Н.С. Лескова. Поверхностное отношение к другому человеку, часто вызванное нежеланием понять его и узнать лучше, заставляет нас судить о нем несправедливо, а потом испытывать чувство вины, когда мы узнаем о его лучших чертах. Так, например, было с жителями из рассказа А. Платонова «Юшка», которые не ценили странного и безропотного героя, смеялись над ним, а после смерти Юшки с удивлением узнали, что все свои деньги герой отдавал девочке-сироте, чтобы она могла получить образование. Она, став врачом, приехала в это село и осталась там, чтобы лечить местных жителей. Это стало своеобразным немым укором обидчикам Юшки.
     Подводя итог, хочется сказать, что честность, доброта и благородство ценятся людьми во все времена, и все мы, обнаруживая эти качества в малознакомом человеке, испытываем не только вину, но и счастье.



Источник: https://rustutors.ru/novosti/1101-realnyy-tekst-ege-po-russkomu-yazyku-2018-leskov-o-selivane.html
Категория: Сочинение-рассуждение ЕГЭ | Добавил: tanja (02.10.2019)
Просмотров: 58
Вход на сайт

Поиск
Алексеева Т.Н.
***
Душа ребенка – чистая слеза
В ней и тепло, и свет, и откровенье
А искренность, доверчивость в глазах
И ожиданье доброго общенья.
Но чтобы душу детскую понять
При этом не поранить , не обидеть
Как много сил нам надо отдавать
И чутким быть, и многое предвидеть
Международный конкурс
Друзья сайта
Официальный блог
Сообщество uCoz
База знаний uCoz
Наш опрос
Оцените мой сайт

Всего ответов: 392

Кто посетил сайт?

Всего ответов: 392

Электронный журнал

ГИС "Образование Югры"
Погода
Рекомендую



Copyright MyCorp © 2012 - 2020