Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 14.06.2025, 09:14

Меню сайта
Методическая копилка
Обучающимся
Категории раздела
Жизнь и творчество писателей [21]
Драма [3]
Классика [7]
О войне [4]
Сказки [8]
Обучающимся [0]
Сочинение-рассуждение ЕГЭ [36]
Сочинение-рассуждение ОГЭ (13.3) [30]
Электронный журнал

ГИС "Образование Югры"

Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0
Погода


Главная » Статьи » Сочинение-рассуждение ЕГЭ

Сочинение по тексту А.П. Чехова
Напишите сочинение-рассуждение по проблеме, поставленной в исходном тексте: «Каковы причины бесхозяйственного, варварского отношения к природным богатствам?»
Исходный текст
     Астров (входит с картограммой). (1)Добрый день! (Пожимает руку.) (2)Вы хотели видеть мою живопись?
     Елена Андреевна. (З)Вчера вы обещали показать мне свои работы... (4)Вы свободны?
     Астров. (5)О, конечно. (Растягивает на ломберном столе картограмму и укрепляет её кнопками.) (6)Вы где родились?
     Елена Андреевна (помогая ему). (7)В Петербурге.
     Астров. (8)А получили образование?
     Елена Андреевна. (9)В консерватории.
     Астров. (10)Для вас, пожалуй, это неинтересно.
     Елена Андреевна. (П)Почему? (12)Я, правда, деревни не знаю, но я много читала.
     Астров. (13)3десь в доме есть мой собственный стол... (14)В комнате у Ивана Петровича. (15)Когда я утомлюсь совершенно, до полного отупения, то всё бросаю и бегу сюда, и вот забавляюсь этой штукой час-другой... (16)Иван Петрович и Софья Александровна щёлкают на счётах, а я сижу подле них за своим столом и мажу — и мне тепло, покойно, и сверчок кричит. (17)Но это удовольствие я позволяю себе не часто, раз в месяц... (Показывая на картограмме.) (18)Теперь смотрите сюда. (19)Картина нашего уезда, каким он был 50 лет назад. (20)Тёмно- и светло-зелёная краска означает леса; половина всей площади занята лесом. (21)Где по зелени положена красная сетка, там водились лоси, козы... (22)Я показываю тут и флору, и фауну. (23)На этом озере жили лебеди, гуси, утки, и, как говорят старики, птицы всякой было видимо-невидимо: носилась она тучей. (24)Кроме сёл и деревень, видите, вдоль и поперёк разбросаны разные выселки, хуторочки, раскольничьи скиты, водяные мельницы... (25)Рогатого скота и лошадей было много. (26)По голубой краске видно. (27)Например, в этой волости голубая краска легла густо; тут были целые табуны, и на каждый двор приходилось по три лошади.
     Пауза.
     (28)Теперь посмотрим ниже. (29)То, что было 25 лет назад. (30)Тут уж под лесом только одна треть всей площади. (31)Коз уже нет, но лоси есть. (32)3елёная и голубая краски уже бледнее. (33)И так далее, и так далее. (34)Переходим к третьей части: картина уезда в настоящем. (35)3елёная краска лежит кое-где, но не сплошь, а пятнами; исчезли и лоси, и лебеди, и глухари... (36)От прежних выселков, хуторков, скитов, мельниц и следа нет. (37)В общем, картина постепенного и несомненного вырождения, которому, по-видимому, остаётся ещё каких-нибудь 10-15 лет, чтобы стать полным. (38)Вы скажете, что тут культурные влияния, что старая жизнь естественно должна была уступить место новой. (39)Да, я понимаю, если бы на месте этих истреблённых лесов пролегли шоссе, железные дороги, если бы тут были, заводы, фабрики, школы, — народ стал бы здоровее, богаче, умнее, но ведь тут ничего подобного! (40)В уезде те же болота, комары, то же бездорожье, нищета, дифтерит, пожары... (41)Тут мы имеем дело с вырождением вследствие непосильной борьбы за существование; это вырождение от косности, от невежества, от полнейшего отсутствия самосознания, когда озябший, голодный, больной человек, чтобы спасти остатки жизни, чтобы сберечь своих детей, инстинктивно, бессознательно хватается за всё, чем только можно утолить голод, согреться, разрушает всё, не думая о завтрашнем дне... (42)Разрушено уже почти всё, но взамен не создано ещё ничего. (Холодно.) (43)Я по лицу вижу, что это вам неинтересно.
     Елена Андреевна. (44)Но я в этом так мало понимаю…
     Астров. (45)И понимать тут нечего, просто неинтересно.
(По А.П. Чехову*)
* Антон Павлович Чехов (1860-1904) – русский писатель, прозаик, драматург, публицист, врач, общественный деятель.
 
Сочинение
     А.П. Чехов в предложенном фрагменте пьесы «Дядя Ваня» ставит следующий проблемный вопрос: «Каковы причины бесхозяйственного, варварского отношения к природным богатствам?»
     Позиция автора выражена в монологе одного из героев произведения Астрова: потребительское отношение людей к природе объясняется их стремлением «утолить голод, согреться… не думая о завтрашнем дне». Беднейшие слои населения проявляют невежество, а просвещённая часть общества обнаруживает равнодушное отношение к происходящему. Приведу примеры-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающие авторскую позицию.
     В начале фрагмента Астров показывает Елене Андреевне картограмму, обращая внимание на то, каким был их уезд ещё несколько лет назад. Герой отмечает, что в этом ныне опустевшем месте водились разные животные и птицы, а половину площади занимал лес. Это картина абсолютного процветания в природном мире. Приведённый пример позволяет понять, какой была деревенская жизнь до вмешательства в неё человека, деятельность которого оказалась разрушительной.
     Далее Астров сравнивает нынешнее положение с прошлым и замечает, что в настоящем картина существенным образом изменилась, причём в худшую сторону. Всё это можно было бы объяснить и даже оправдать культурным влиянием, техническим прогрессом. Однако чеховский герой делает акцент на том, что на месте истреблённых лесов никто ничего не построил: «Разрушено уже почти всё, но взамен не создано ещё ничего». С помощью этого примера автор подчёркивает: варварское отношение к природным богатствам объясняется безразличием человека, а в некоторых случаях – отсутствием самосознания.
     Второй пример противопоставляется первому, что позволяет автору проследить за ходом «постепенного и несомненного вырождения». За несколько лет природный мир деревни буквально разрушился под влиянием варварских действий человека-потребителя. Использованная антитеза помогает увидеть эти кардинальные изменения и понять, к каким последствиям приводит наша беспечность по отношению к природе.
     Нельзя не согласиться с точкой зрения А.П. Чехова. Я считаю, что уничтожение флоры и фауны – это актуальная проблема, которую необходимо решать совместными усилиями. Ни в коем случае нельзя быть невежественными в обращении с природой, ведь без неё мы не сможем существовать. Некоторые животные в настоящее время находятся под угрозой исчезновения. Например, серым китам был присвоен статус наиболее уязвимых, потому что с каждым годом их численность всё сильнее сокращается. Киты массово выбрасываются на берег, и одной из причин может быть загрязнение Мирового океана. Разрушительная деятельность человека способна приблизить их вымирание, а между тем киты приносят океану и людям огромную пользу.
     Таким образом, человек не должен лишь потреблять ресурсы, данные ему природой, необходимо с уважением относиться к её богатствам и делать всё возможное, чтобы их сохранить.


Источник: https://4ege.ru/russkiy/72000-sochinenija-k-sborniku-ra-doschinskogo-36-variantov-ege-2025.html
Категория: Сочинение-рассуждение ЕГЭ | Добавил: tanja (11.03.2025)
Просмотров: 2005
Вход на сайт
Поиск
Алексеева Т.Н.
***
Душа ребенка – чистая слеза
В ней и тепло, и свет, и откровенье
А искренность, доверчивость в глазах
И ожиданье доброго общенья.
Но чтобы душу детскую понять
При этом не поранить , не обидеть
Как много сил нам надо отдавать
И чутким быть, и многое предвидеть
Международный конкурс
Всероссийский конкурс
Друзья сайта
Официальный блог
Сообщество uCoz
База знаний uCoz
Наш опрос
Оцените мой сайт

Всего ответов: 675

Кто посетил сайт?

Всего ответов: 704



Copyright MyCorp © 2012 - 2025