Напишите сочинение-рассуждение по проблеме, поставленной в исходном тексте: «Какого полководца признают и называют великим?» Исходный текст (1)Кутузова не стало! (2)Весть эта бежит из города в стан, из дворца в хижину и наполняет всё унынием. (3)Один передаёт другому это печальное известие, как будто лишился единственного друга или отца, как будто потерял с ним всё, что имел драгоценнейшего на свете. (4)Иной отвергает этот слух, чтобы продлить хоть на малое время сладкое заблуждение, что Герой живёт ещё среди преданного ему войска. (5)Другой, соразмеряя течение его жизни с бессмертием дел его, не верит, чтобы грозная коса смёла прервать священную нить её, чтобы от этого отличнейшего мужа Природа потребовала себе дани наравне с толпой простых смертных. (6)Но всеобщее сокрушение удостоверяет нас, что Кутузов более не существует. (7)Союзные цари погрузились в тёмную думу: кому поручать великое бремя предводителя войск и кто с полной уверенностью в своих дарованиях и опытности предпримет довершить подвиг, столь славно Исполином нынешней войны начатый и продолженный? (8)Германия, заранее предупреждённая молвой о славе дел его, дававшая ей с восхищением дорогу между своими народами, готовая уже совершенно преклонить весы на священную сторону, объялась вдруг нерешимостью и с сомнением ожидает, кто заменит вождя, исполнявшего лучшие её надежды. (9)Между полководцами ходит уже проснувшаяся зависть, и прельщает их мечта честолюбия, ибо войско лишилось того, который неоспоримой славой заставил её умолкнуть, ибо не стало уже Гения, умевшего соединить в пользу общую умы беспокойные и несогласные. (10)Здешний селянин, как будто увидев надежду полей своих, с ним погибшую, останавливает соху на незаконченной борозде. (11)«Кто защитит плоды трудов моих, — восклицает он, — когда судьба отняла у нас защитника?!» (12)Мать ведёт детей своих к гробу великого. (13)«Он был спаситель своего Отечества, — говорит она. — (14)Поклонитесь его праху и молитесь, чтобы Всевышний послал Родине подобного заступника!» (15)Но как словами представить сердечное сокрушение российских воинов? (16)Одни ещё просят ценой собственной жизни сохранить дни Вождя любимого. (17)Другие мысленно провожают в последний путь. (18)Кто-то рассказывает, как покойный князь накануне общего боя обменялся драгоценным наперсным крестом на медный солдатский, который после того носил под звёздами, от первых государей мира полученными. (19)Другой завешает престарелым родителям, как лучшее своё сокровище, серебряную монету, пожалованную ему недавно собственными руками фельдмаршалом. (20)Иной в трогательных воспоминаниях проходит длинный ряд годов, проведённых в служении царю и Отечеству под начальством великого, и считает годы эти победами, им достигнутыми. (21)Другой повествует о любимых его изречениях, достойных быть переданными потомству, о ласковом его обращении с подчинёнными, смягчавшем суровую жизнь. ратника, о трудных походах, его заботами облегчённых. (22)Никто из них не может без слёз говорить о смерти Светлейшего — в его лице лишились они предводителя, родного им по вере и языку отцов их, родного и по любви к ним и неусыпным о них попечениям; в нём потеряли предводителя, который не допустил посрамления Земли Российской. (23)В одном стане врагов слышны радостные клики и торжествуют смерть Героя: в нём видели они меч, каравший их от полей Бородина до берегов Эльбы. (24)«За нас ныне и Судьба!» — провозглашают они в безумной слепоте и веселятся унынию священных легионов. (25)Нет! (26)Мы не дадим смеяться врагам нечестивым. (27)Докажем им при первом бое, что Кутузов не умер, что он живёт в духе российских воинов и что никто не отнимет от них руки победы, доколе имя славного защитника Отечества не изгладится из сердец современников и памяти благодарного потомства. (По И. И. Лажечникову*) * Иван Иванович Лажечников (1792—1869) — русский писатель, один из зачинателей русского исторического романа.
Сочинение Какого полководца признают и называют великим? Именно этот проблемный вопрос находится в центре внимания русского писателя И.И. Лажечникова. По мнению автора, великим становится тот полководец, который сумел завоевать любовь народа, видящего в нём своего заступника. Такой человек ласково обращается с подчинёнными, не ставит себя выше других и готов на всё ради спасения своего Отечества. Приведу примеры из текста, иллюстрирующие эти мысли. Так, автор описывает реакцию людей, узнавших о смерти Кутузова. Союзные цари и простые люди не знают, как обходиться без помощи этого человека и скорбят по нему. Все понимают, что «войско лишилось… Гения, умевшего соединить в пользу общую умы беспокойные и несогласные». Матери ведут детей «к гробу великого», называя Кутузова «заступником». Никто из людей «не может без слёз говорить о смерти Светлейшего». Таким образом, автор подчёркивает, что Кутузов навсегда останется в народной памяти благодаря своей мудрости и уважительному отношению к бойцам. Единственный, кто радуется смерти полководца, – это враг, что доказывает непримиримость Кутузова к своим противникам. В этом великом человеке враги «видели… меч, каравший их от полей Бородина до берегов Эльбы». Этот пример также доказывает величие Кутузова: если бы он не защищал Родину с таким упрямством и непреклонностью, противники остались бы равнодушными к его смерти. Приведённые примеры противопоставлены друг другу и позволяют автору создать целостный образ великого полководца. Его смерть затрагивает каждого. С одной стороны, союзников и простой народ, не перестающих с искренней любовью вспоминать своего заступника, а с другой – врагов, радующихся «освобождению» от главной угрозы. Нельзя не согласиться с точкой зрения И.И. Лажечникова. Действительно, по-настоящему великий полководец продолжает жить в неукротимом духе русских воинов. Его любят и уважают на Родине и боятся в стане врагов. В доказательство величия Кутузова хочется привести басню И.А. Крылова «Волк на псарне». Это произведение появилось благодаря знаменитому высказыванию полководца, о том, что Наполеон может убить его, если захочет, но обмануть – никогда. Разве можно после такого сомневаться в честности, силе духа и непоколебимости этого талантливого военачальника? В заключение хочется сказать, что великий полководец – это человек родной людям по вере, языку и духу.
Источник: https://4ege.ru/russkiy/72000-sochinenija-k-sborniku-ra-doschinskogo-36-variantov-ege-2025.html |