(1)С перебитой ногой я лежал у окна санитарного поезда спиной к
движению. (2)Уходящая местность открывалась передо мной, и поэтому я
увидел эти три танка, когда мы уже прошли мимо них. (3)Открыв люки,
танкисты смотрели на нас. (4)Они были без шлемов, и мы приняли их за
своих. (5)Потом люки закрылись, и это была последняя минута, когда ещё
невозможно было предположить, что по санитарному эшелону, в котором
находилось, вероятно, не меньше тысячи раненых, другие, здоровые люди
могут стрелять из пушек. (6)Но именно это и произошло.
(7)С железным скрежетом сдвинулись вагоны, меня подбросило, и я
невольно застонал, навалившись на раненую ногу. (8)Мне видно было через
окно, как первые раненые, выскочив из теплушек, бежали и падали, потому
что танки стреляли по ним шрапнелью.
(9)Кое-как я сполз с койки, и толпа раненых вынесла меня на площадку.
(10)Я лёг под вагон, беспомощный, томящийся от бешенства и боли. (11)Кто-то крепко взял меня за руку. (12)Это была санитарка. – (13)Я никуда не пойду! – сказал я.– (14)Оставьте меня! (15)У меня есть пистолет, и живым они меня не получат.
(16)Но две санитарки схватили меня, и мы втроём скатились под насыпь.
(17)Ромашов мелькнул где-то впереди в эту минуту.(18)Кое-как
перебравшись через болото, мы залегли в маленькой осиновой роще:
девушки, я, Ромашов и два легко раненных бойца, присоединившихся к нам
по дороге. (19)Я послал этих бойцов в разведку, и, вернувшись, они
доложили, что на разных направлениях стоят немцы. – (20)Уйти, конечно, можно, но, поскольку капитан не может самостоятельно двигаться, лучше воспользоваться дрезиной. (21)Дрезину они нашли под насыпью у разъезда. (22)Бойцы и санитарки ушли, чтобы поднять её и поставить на рельсы.
(23)Мы с Ромашовым остались одни в маленькой мокрой берёзовой роще.
(24)Мне трудно рассказать о том, каким был этот день. (25)Мы ждали и
ждали без конца.
(26)Уходя, санитарка сунула мне под голову свой заплечный мешок.
(27)Очевидно, в мешке были сухари: что-то хрустнуло, когда я кулаком
подбил мешок повыше. (28)Ромашов стал ныть, что он умирает от голода, но
я прикрикнул на него, и он замолчал. – (29)Они не вернутся, – нервно сказал он. – (30)Они бросили нас.
(31)Вероятно, у меня было плохое настроение, потому что я вытащил
пистолет и сказал Ромашову, что убью его, если он не перестанет ныть.
(32)Он замолчал и, кажется, с трудом удержался, чтобы не заплакать.
(33)Плохо было дело! (34)Уже первые сумерки крадучись стали пробираться
в рощу, а девушки не возвращались. (35)Разумеется, я и мысли не
допускал, что они могли уехать на дрезине без нас, как это подло
предполагал Ромашов. (36)Пока лучше было не думать, что они не вернутся.
(37)Лёжа на спине, я незаметно уснул. (38)Когда я открыл глаза, туман
лениво бродил между деревьями. (39)Ромашов сидел поодаль в прежней
сонно-равнодушной позе. (40)Всё, кажется, было, как прежде, но всё уже
было совершенно другим.
(41)Он посмотрел на меня искоса, очень быстро, и я сразу понял, почему
мне так неудобно лежать. (42)Он вытащил из-под моей головы мешок с
сухарями. (43)Кроме того, он вытащил флягу с водой и пистолет. (44)Кровь бросилась мне в лицо. (45)Он вытащил пистолет! – (46)Сейчас же верни оружие, болван!– сказал я спокойно. – (47)Ты всё равно умрёшь,– сказал он торопливо. – (48)Тебе не нужно оружие. – (49)Верни пистолет, если не хочешь попасть под полевой суд. (50)Понятно? (51)Он стал коротко, быстро дышать: – Какой там полевой суд! (52)Мы одни, и никто ничего не узнает. (53)Он уложил мешки и пошёл по направлению к болоту, и через пять минут среди далёких осин мелькала его сутулая фигура.
(54)Оставить меня одного, голодного и безоружного, тяжело раненного в
лесу, в двух шагах от расположения немецкого десанта… (55)Он ушёл, что
было равносильно убийству, а может быть, даже и хуже.
(По В.А. Каверину*)
* Вениамин Александрович Каверин (1902–1989) - русский советский писатель, драматург и сценарист.
Примерный круг проблем. Авторская позиция.
Примерный круг проблем.
Авторская позиция.
1. Почему на войне особенно страшно предательство?
Потому
что на войне человек окружен врагами, ему никак не обойтись без верных
товарищей. Если товарищ, который должен был тебя поддерживать, предает,
то человек обречен на смерть.
2. Как люди проявляли себя на войне?
Люди
проявляли себя на войне по-разному: кто-то вел себя как герой, проявлял
смелость, а кто-то проявлял свои самые плохие качества.
3. Проблема бесчеловечности войны.
Война - страшное время, когда перестают работать общечеловеческие законы, она разрушает все на своем пути.
Сочинение
Передо мной отрывок из произведения Вениамина Александровича Каверина, в
котором поднимает проблема сохранения мужества во время войны.
Автор ведет речь о солдате, который, несмотря на то, что его могут
убить, хотел остаться в санитарном поезде, ведь у него «есть пистолет» и
живым они его не получат. Тем самым писатель показывает нам, что
главный герой был эталоном мужества, ему не была страшна смерть. Далее
автор говорит о Ромашове, который был в лесу с раненым и «стал ныть». В
конце концов, он бросил главного героя рядом с немецким десантом, что
было «равносильно убийству». Этим примером автор показывает нам, что
далеко не все в военное время были честными и мужественными.
Автор противопоставляет этих двух героев и показывает нам, что во время
войны очень важно сохранять достоинство и быть отважным, ведь даже от
маленького нечестного поступка может зависеть многое. Писатель
считает, что во время военных действий нужно заботиться не только о
себе, но и защищать свою страну, не предавать соотечественников,
проявлять мужество. Я полностью согласна с мнением автора, так
как благодаря тем честным солдатам, которые защищали свою Родину, у нас
сейчас есть мирное небо над головой. Во времена Великой Отечественной
войны существовали партизанские отряды, в которые шли смелые люди. Они
совершали подвиги и воевали за свою Отчизну. Благодаря их смелости и
бесстрашию, мы сейчас живем и имеем все, что хотели для нас предки.
Подводя итоги, хочется сказать, что во время войны очень важно
сохранять честь и мужество, ведь на фронте эти качества играют самую
важную роль.
Душа ребенка – чистая слеза
В ней и тепло, и свет, и откровенье
А искренность, доверчивость в глазах
И ожиданье доброго общенья.
Но чтобы душу детскую понять
При этом не поранить , не обидеть
Как много сил нам надо отдавать
И чутким быть, и многое предвидеть