Напишите сочинение-рассуждение по проблеме, поставленной в исходном тексте: «Как проявляется связь писателя с читателем?» Исходный текст (1)Для всякого убежденного и желающего убеждать писателя (а именно только такого я имею в виду) вопрос о том, есть ли у него читатель, где он и как к нему относится, есть вопрос далеко не праздный. (2)Читатель представляет собой тот устой, на котором всецело зиждется деятельность писателя; он — единственный объект, ради которого горит писательская мысль. (3)Убежденность писателя питается исключительно уверенностью в восприимчивости читателей, и там, где этого условия не существует, литературная деятельность представляет собой не что иное, как беспредельное поле, поросшее волчецом, на обнаженном пространстве которого бесцельно раздается голос, вопиющий в пустыне. (4)Доказывать эту истину нет ни малейшей надобности; она стоит столь же твердо, как и та, которая гласит, что для человеческого питания потребен хлеб, а не камень. (5)Даже несомненнейшие литературные шуты — и те чувствуют себя неловко, утрачивают бойкость пера, ежели видят, что читатель не помирает со смеху в виду их кривляний. (6)Даже тут, в этой клоаке человеческой мысли, чувствуется потребность поддержки со стороны читателя. (7)И не только ради построчной мзды, но и ради того чувственного возбуждения, при отсутствии которого самое скоморошество делается вялым, бесцветным и назойливым. (8)Ежели в стране уже образовалась восприимчивая читательская среда, способная не только прислушиваться к трепетаниям человеческой мысли, но и свободно выражать свою восприимчивость, — писатель чувствует себя бодрым и сильным. (9)Но он глубоко несчастлив там, где масса читателей представляет собой бродячее человеческое стадо, мятущееся под игом давлений внешнего свойства. (10)Даже при уверенности, что в этой массе немало найдется сердец, несущихся навстречу писателю, это только усугубляет скорбь последнего. (11)Он вдвое несчастлив: и за себя, и за те преданные сердца, которым горение их ничего не может дать, кроме сознания темного и безвыходного порабощения. (12)Поэт, в справедливом сознании светозарности совершаемого им подвига мысли, имел полное право воскликнуть, что он глаголом жжет сердца людей; но при данных условиях слова эти были только отвлеченной истиной, близкой к самообольщению. (13)Когда окрест царит глубокая ночь, — та ночь, которую никакой свет не в силах объять, тогда не может быть места для торжества живого слова. (14)Сердца горят, но огонь их не проницает сквозь густоту мрака; сердца бьются, но биение их не слышно сквозь толщу желез. (15)До тех пор, пока не установилось прямого общения между читателем и писателем, последний не может считать себя исполнившим свое призвание. (16)Могучий — он бессилен; властитель дум — он раб бездумных бормотаний случайных добровольцев, успевших захватить в свои руки ярмо. (17)Звуча наудачу, речь писателя превращается в назойливое сотрясание воздуха. (18)Слово утрачивает ясность, внутреннее содержание мысли ограничивается и суживается. (19)Только один вопрос стоит вполне определённо: к чему растрачивается пламя души? (20)Кого оно греет? на кого проливает свой свет? (21)Повторяю: несчастие в этом случае так глубоко, что никогда не остается бесследным. (22)Я не говорю о себе лично, но думается, что всякий убежденный русский писатель испытал на себе влияние подобной изолированности. (23)Всякий на каждом шагу встречался и с ненавистью, и с бесчестными передержками, и с равнодушием, и с насмешкой; редко кому улыбнулось прямое, осязательное сочувствие. (24)Последнее так далеко затерялось в читательской массе, что лишь предположительно может ободрить писателя. (25)Зато минуты подобного ободрения — самые дорогие в жизни. (По М. Е. Салтыкову-Щедрину*) * Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (1826-1889) — русский писатель, журналист, редактор журнала «Отечественные записки».
Сочинение Как проявляется связь писателя с читателем? Именно этот проблемный вопрос находится в центре внимания М.Е. Салтыкова-Щедрина. Автор считает, что «до тех пор пока не установилось прямого общения между читателем и писателем, последний не может считать себя исполнившим своё призвание». М.Е. Салтыков-Щедрин отмечает, что каждому творческому человеку важно получать обратную связь, в противном случае он теряет желание и мотивацию создавать что-то новое. Приведу примеры из текста, иллюстрирующие авторскую позицию. Доказывая мысль о том, что каждому писателю нужен читатель, М.Е. Салтыков-Щедрин отмечает: «там, где этого условия не существует, литературная деятельность представляет собой не что иное, как беспредельное поле, поросшее волчецом, среди которого бесцельно раздаётся голос, вопиющий в пустыне». Даже шут чувствует себя неловко, если публика остаётся равнодушной к его кривляниям. По мнению писателя, и «в этой клоаке человеческой мысли» наблюдается потребность в читательской поддержке. Таким образом, если пишущего человека не замечают и не читают, он рано или поздно опустит руки. Напротив, «писатель чувствует себя бодрым и сильным», если вокруг него уже образовалась «восприимчивая читательская среда». Однако и тут бывают свои нюансы: творческого человека могут загонять в рамки, из-за чего он не сможет свободно выражать свои идеи: «…он глубоко несчастлив там, где масса читателей представляет собой бродячее человеческое стадо…» По мнению М.Е. Салтыкова-Щедрина, наличие подобной аудитории ничуть не помогает творцу. Второй пример дополняет первый, позволяя автору раскрыть все стороны поставленной проблемы. Если у писателя нет читателей, он не сможет исполнить своё предназначение. Если же они есть, это также не всегда залог успеха. Находясь под «игом давления внешнего свойства, сложно создать что-то значительное. Нельзя не согласиться с точкой зрения М.Е. Салтыкова-Щедрина. Пишущему человеку действительно приходится нелегко, если его никто не поддерживает. Многим прекрасным писателям долгое время отказывали издательства, давая понять, что их книги не будут иметь коммерческого успеха. Нельзя не вспомнить любимую многими писательницу Джоан Роулинг, придумавшую историю о Гарри Поттере. Изначально в неё никто не верил, она получила сотни отказов, но в какой-то момент всё изменилось. Все знают, что сейчас книги Джоан Роулинг любят во всём мире как дети, так и взрослые, у неё огромная читательская аудитория. Такая поддержка помогла самой писательнице выйти из состояния затянувшейся депрессии. Таким образом, творческому человеку важно не быть изолированным от читательской среды и знать, что его слово доходит до других людей и меняет их жизни в лучшую сторону.
Источник: https://4ege.ru/russkiy/72000-sochinenija-k-sborniku-ra-doschinskogo-36-variantov-ege-2025.html |