(1)Звягинцев окончательно поборол одолевавший его сон и продолжал
говорить с увлечением, иногда поворачиваясь лицом к Лопахину, заглядывая
в его сонные, но смеющиеся глаза. — (2)А находишься ты не на
своем месте, Петя, потому, что некоторые военные начальники по характеру
вроде тебя: со сквозняком в голове. (3)К примеру, почему меня сунули в
пехоту, если я комбайнер по специальности и невыносимо люблю и уважаю
всякие моторы? (4)Вся статья мне бы в танкистах быть, а я в пехоте
землю, как крот, ковыряю. (5)Или же взять тебя: тебе бы только на
барабане бить, людей музыкой веселить, а ты, изволь радоваться,
бронебойщик, да ещё первым номером заправляешь. (6)А то и ещё лучше
истории бывают. (7)Наша часть, в какую я сначала попал, формировалась на
Волге в одном городке, там же стоял казачий кавалерийский запасный
полк. (8)И вот прибыло пополнение с Дона и из Ставропольской бывшей
губернии. (9)Казаков и ставропольцев определили к нам в пехоту: в сапёры
пошли казаки, в телефонисты, куда только их не совали, а ремесленники
из Ростова прибыли мобилизованные — их воткнули в кавалерию, штаны на
них надели казачьи с красными лампасами, синие мундиры и так далее.
(10)И вот казаки топорами тюкают, мосты учатся ладить да вздыхают, на
лошадей глядя, а ростовские — все они мастеровые люди до войны были: то
столяры, то маляры, то разные и подобные тому переплётчики — возле
лошадей вертятся, боятся к ним приступать, потому что лошадей в мирное
время они, может, только во сне и видели. (11)А лошадей в полк прислали с
Сальских калмыцких степей — трёхлеток, неуков, совсем, то есть
необъезженных. (12)Понимаешь, что там было? (13)И смех и слёзы!
(14)Бедные столяры-маляры начнут седлать иную необъезженную лошадь,
соберутся вокруг неё несколько человек, а она, проклятая, визжит, бьёт
передом и задом, кусается, а то упадёт наземь и катается по ней...
(15)Это что, порядок? (16)Один раз я возле железнодорожного склада на
посту стоял и видел, как маршевый эскадрон на фронт отправляли.
(17)Командир эскадрона командует седловку, а из полтораста бойцов
человек сорок вот таких ростовских маляров да столяров по-настоящему
седла накинуть лошади на спину не умеют, ей-богу, не брешу!
(18)Эскадронный схватился за голову руками, а чем эти столяры-маляры
виноватые? (19)Вот, братец ты мой, какие дела бывают! (20)А всё это,
потому что иногда командиры такие попадаются, вроде тебя, с ветродуем в
голове. — (21)Тронул я тебя на беду, — с нарочитым вздохом
сказал Лопахин. — (22)Тронул, а ты теперь и несёшь околесицу, всё в одну
кучу собрал, и за здравие и за упокой читаешь, а все это для того,
чтобы доказать, что командира из меня не выйдет. (23)Назло тебе
командиром стану, вот уж тогда я из тебя дурь выбью, вытяну тебя в
ниточку и сквозь игольное ушко пропущу!
(М. А. Шолохов*)
*
Михаил Александрович Шолохов (1905–1984) — русский писатель, автор
таких произведений, как «Тихий Дон», «Судьба человека», «Они сражались
за Родину».
Примерный круг проблем. Авторская позиция
Примерный круг проблем
Авторская позиция
1.
Важно ли человеку находиться на своём месте? Каковы последствия того,
что человек занимается не своим делом? (Проблема профессионализма)
Человека,
который любит и знает своё дело, можно считать профессионалом. Если
же заниматься нелюбимой профессией и находиться не на своём месте, то
добиться успеха в деле трудно.
2. Что значит "находиться на своем месте"?
Быть на своем месте - значит заниматься любимым делом, которое хорошо получается, к которому "лежит душа".
3. Чем необходимо руководствоваться при выборе профессии?
При выборе профессии следует учитывать свои наклонности.
4. Как ведут себя люди на войне? Как проявляется характер человека в военное время? (Проблема поведения человека на войне)
Война
как экстремальная ситуация требует от человека полной мобилизации сил.
Если человек не может преодолеть трудности военного времени, то он, как
и вся армия, обречён на поражение.
Сочинение
В этой жизни каждый человек должен найти свое место. Будь то любимое
занятие, к которому у него есть способности, или же специальность, на
которой он чувствует себя спокойно и уверенно. Почему это так важно?
Действительно ли необходимо найти свое место? Этими вопросами задается
М.А. Шолохов в представленном отрывке из своего произведения «Они
сражались за Родину», поднимая проблему профессионализма.
Беседуя с Лопахиным, Звягинцев высказывает недовольства по поводу того,
что направили в пехоту, несмотря на то, что он – комбайнёр по
специальности. То же самое с Лопахиным, у которого есть явные
музыкальные способности, но по какой-то причине он бронебойщик. Автор
дает понять, что если бы оба героя были распределены в соответствии с их
родом деятельности в мирное время, то на войне от них было бы куда
больше пользы. Еще одним примером служит история, которую рассказал
Звягинцев. Как-то раз в часть, в которой был Звягинцев, прибыло
пополнение из казаков и ставропольцев. Распределили их, разумеется, не
обращая внимания на то, кем они были на войне. Очевидно, что казакам
будет куда легче справиться с лошадьми в кавалерии, куда направили
ростовских, и наоборот: ремесленникам из Ростова будет намного проще
работать с топорами и ладить мосты, чем заставили заняться казаков. Если
бы каждый из них был на своем месте, выгоды удалось бы извлечь в разы
больше. Неудивительно, что при отправке маршевого эскадрона на фронт «из
полутораста бойцов человек сорок вот таких ростовских маляров да
столяров по-настоящему седла накинуть лошади на спину не умеют».
На мой взгляд, авторская позиция вполне очевидна и заключается в том,
что человек должен заниматься тем делом, к которому лежит его душа. В
противном случае достигнуть успеха будет крайне сложно, а может быть, и
вовсе не удастся. С мнением Шолохова трудно не согласиться. В качестве
подтверждения приведу пример из художественного фильма режиссера Романа
Полански «Пианист». Главный герой – известный польский пианист Владислав
Шпильман, еврей по происхождению. Он был поистине виртуозом в игре на
фортепиано, что помогало ему зарабатывать на жизнь до тех пор, пока
нацисты не захватили территорию Польши. Владислава вместе с семьей
сослали в Варшавское гетто, где ему пришлось забыть о своей карьере на
крайне продолжительный срок. Брат призывал Владислава помогать
способствовать восстанию евреев, но Владек отказывался заниматься
чем-либо, помимо игры на фортепиано, понимая, что это его призвание, и в
любой другой деятельности его бы ждал провал. Подводя итоги
всему вышесказанному, можно сделать вывод, что найти свое место – это
жизненная цель каждого из нас. Только так нам удастся обрести счастье и
душевный покой, а также получить максимум выгоды от своей деятельности.
Душа ребенка – чистая слеза
В ней и тепло, и свет, и откровенье
А искренность, доверчивость в глазах
И ожиданье доброго общенья.
Но чтобы душу детскую понять
При этом не поранить , не обидеть
Как много сил нам надо отдавать
И чутким быть, и многое предвидеть