Как Вы понимаете значение слова СОВЕСТЬ? Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое совесть?» Исходный текст (1)Был мальчик высок и худ, непомерно длинные руки держал глубоко в карманах. (2) Голова на тонкой шее всегда немного клонилась вперед. (3) Ребята прозвали его Семафором. (4) Мальчишки недавно переехал в этот дом. (5) Когда он проходил мимо ребят, то опускал голову ещё ниже. (6) Ребята кричали вдогонку разные насмешливые, а подчас и оскорбительные слова. (7) Мальчишка только ускорял шаг или смотрел на них голубыми, очень большими чистыми глазами и молча краснел. (8)Ребята решили, что Семафор для такого хлюпика слишком хорошая кличка и стали звать мальчишку просто Сима. (9)Однажды Сима исчез и долго не появлялся во дворе. (10)Прошёл месяц, два. 11) И вот на улице опять появился новенький. (12) Под мышкой он держал чёрный альбом для рисования и направлялся в дальний угол двора, к чужому подъезду. - (13) Эге, Сима вылез!.. – удивленно присвистнул Мишка. – (14) - Пойдём поговорим с ним! (15)Заметив надвигающуюся на него армию, Сима поднял голову, как всегда покраснел и улыбнулся робко. - (16) Ты, - начал Мишка, - куда направляешься? (17)Сима прижал к себе чёрный альбом и топтался на месте. (18)Ребята смеялись, а Мишка шагнул вперёд и рванул из Симиных рук альбом. (19)Сима побледнел, вцепился было в Мишку, но его тут же оттеснили ребята, которые везде сопровождали своего вожака. (20) А Мишка уже раскрыл обложку. (21)На первой странице альбома красивыми цветными буквами было выведено: «Учительнице Марии Алексеевне от Григорьева Коли». - (22) Подхалимством занимаешься… (23) Ясно! – Миша произнес это таким тоном, будто ничего другого не ожидал. - (24) Отдай альбом, - просил за спинами ребят Сима. (25)Он пытался растолкать толпу, но мальчишки стояли плотно. - (26) Переворачивай дальше, чего ждёшь?.. –сказал Кешка. (27)Дальше был нарисован парусный корабль – бригантина. (28)Бригантина неслась на всех парусах. (29)Нос её зарылся в кипящую густо-синюю волну. (30)На палубе у мачты, скрестив руки, гордо стоял капитан. - (31) Ух, здорово!.. (32) Ребята насели на Мишку. (33) Каравеллы, фрегаты, крейсеры, подводные лодки шли вперёд. (34) Бушевали акварельные штормы, тайфуны… (35) Кешка подпрыгивал от восторга. (36) Он толкал Мишку под локоть, просил: - (37) Мишка, дай картиночку? (38) Ну, Мишка же… (39) Мишка закрыл альбом и посмотрел через головы ребят на художника. -(40) Ты – подхалим, Сима, слушай.. (41) Поступим по чести и совести. (42) Чтобы ты не подлизывался к учителям в другой раз, раздадим твои картинки всем, кто захочет. (43) Мишка скомкал первую страницу с надписью, принялся вырывать и раздавать картинки. (44) Потом он подошёл к Симе и толкнул его в грудь. - (45) Проваливай теперь! (46) Слышишь? (47)Губы у Симы задрожали, он закрыл глаза руками и, вздрагивая, пошёл прочь. (48) Под лестницей, в излюбленном своём месте, мальчишки снова начали рассматривать рисунки. (49)Один Мишка сидел понурясь: - (50) Это какая учительница Мария Алексеевна? – бормотал он. – (51)Может, старенькая? - (52)Да, она уже третий год в школе не работает, на пенсию ушла, - встряла Людмилка, кешкина сестра. – (53)Сима болел, она узнала и пришла. (54) Два месяца с ним занималась! (55) Мишка поднялся и стал отбирать картинки у ребят. (56) Он собрал все листы, вложил их обратно в альбом. (57) первая страница с посвящением была испорчена. (58) Мишка разгладил её на колене и тоже сунул под обложку. (59)На следующий день, ближе к вечеру, Сима вышел во двор. (60) Он по-прежнему шёл, опустив голову, и покраснел, когда к нему подскочили Мишка с Кешкой. - (61) Ладно, Сима, мир. (62) Пойдём с нами плотину строить. (63) Ребята замерзли, перемазались, когда к ним подошла маленькая старушка в пуховом платке. (64)Она обратилась к Симе: - (65)Застегнись, Коля! (66) Ты опять простудишься… (67) Спасибо за подарок. (68)Сима покраснел густо и пробормотал: - (69) Какой подарок? - (70) Альбом! (71) «Дорогой учительнице Марии Алексеевне, хорошему человеку». (72) Сима не знал, куда деться, он страдал. -(73) Я не писал такого… - (74) Писал, писал! – захлопал в ладошки Кешка. – (75) Он нам этот альбом показывал с кораблями… (76)Мишка встал рядом с Симой и сказал глуховато: -(77)Конечно, писал… (78)Только он, к удивлению, нас стесняется, думает, мы его подхалимом дразнить будем. (79) Чудак!
(По Р. Погодину*)
*Погодин Радий Петрович (1925 -1993гг.) – известный писатель, поэт, художник, сценарист, удостоен многих литературных премий за книги для детей
Сочинение Что такое совесть? Давайте попробуем разобраться в значении этого понятия. На мой взгляд, совесть - естественное моральное сознание человека, способность признать свою неправоту. Она может остановить человека от совершения плохого поступка или будет мучать его за содеянное. Я считаю, что у каждого человека есть совесть, но далеко не каждый умеет к ней прислушиваться. Чтобы подтвердить тезис, обратимся к тексту. Так, Р.П. Погодин рассказывает о мальчиках, которые издевались над недавно переехавшим Колей, даже дали ему кличку Семафор, но, посчитав, что «для такого хлюпика» это слишком хорошая кличка, начали называть Симой. Однажды Сима шел к своей учительнице, что поблагодарить её и принести подарок. Но ребята решили, что Коля просто занимается «подхалимством» и забрали у него все рисунки. После всего, пересматривая альбом, предводитель ребят Миша, узнал, что Сима сделал этот подарок в благодарность за то, что учительница помогала ему не отстать от класса, пока он болел. В Мише проснулась совесть, и мальчик решил загладить свою вину и помог вручить подарок учительнице. В литературе тоже есть примеры проявления совести, например в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» главный герой Родион Раскольников совершает ужасное преступление, после чего начинает страдать от угрызения совести. Он постоянно думает о том, что сделал, ему стыдно, эти муки становятся для него худшим наказанием. Можно сделать вывод, что у героя все-таки есть совесть, которая приводит его к раскаянию. Таким образом, совесть – это главный нравственный закон внутри человека, который уберегает от принятия неправильного решения.
Душа ребенка – чистая слеза
В ней и тепло, и свет, и откровенье
А искренность, доверчивость в глазах
И ожиданье доброго общенья.
Но чтобы душу детскую понять
При этом не поранить , не обидеть
Как много сил нам надо отдавать
И чутким быть, и многое предвидеть