Фонвизин больше года прожил во Франции, глубоко вникая в ее просветительские доктрины. Его занимали все сферы социальной жизни страны, он вникал в философию, юриспруденцию. Большое внимание писатель уделял театральным постановкам, в частности, комедиям. Когда писатель возвратился в Россию, у него возник замысел комедии «Недоросль», где герои получат говорящие фамилии, чтобы глубже выразить смысл комедии. Работа над историей создания заняла у писателя почти три года, началась в 1778 году, а окончательный год написания – 1782.
Соответствия в построении комедии законам классицизма
Законы классицизма
Построение комедии
Правила «трех единств»
единство места
поместье Простаковых
единство времени
в течение одних суток
единство действия
борьба трех претендентов за право стать мужем Софьи
Разделение всех героев на положительных и отрицательных
Скотинин, Простакова (а в девичестве Скотинина), Митрофан, Вральман, Кутейкин, Правдин, Стародум, Софья (греч. «мудрость»)
Все любимые (положительные) герои Фонвизина в соответствии с правилами классицизма говорят «высоким штилем», правильным литературным языком, так как рассуждают они о высоких понятиях государственного служения и нравственного долга.
Главный итог комедии: порок наказан, а добродетель торжествует.
Урок Митрофана
- Про «экзамен» Митрофана сказано, что в этой сцене происходит столкновение истинного просвещения и воинствующего невежества. Согласны ли вы с этим? Почему?
Тришкин кафтан - Как вы думаете, почему комедия начинается сценой с портным Тришкой? - Что мы узнаём о жизни в доме Простаковых при внимательном прочтении 1-ого действия?
Нравы семьи Простаковых - Что мы узнаем от Простаковой и Скотинина об их родственниках? - Каковы взаимоотношения между членами семьи? - Каковы отношения дворян к крепостным, интересы помещиков?
Отрицательные герои - Каково назначение отрицательных героев? Показать, какими и как не должно быть. - К какому выводу приходит автор по проблеме дворянства и крепостного права?
Образ Стародума - Расскажите, о чём говорит Стародум, какие пороки он обличает в своих монологах?
Душа ребенка – чистая слеза
В ней и тепло, и свет, и откровенье
А искренность, доверчивость в глазах
И ожиданье доброго общенья.
Но чтобы душу детскую понять
При этом не поранить , не обидеть
Как много сил нам надо отдавать
И чутким быть, и многое предвидеть