Главная | Регистрация | Вход | RSSВоскресенье, 19.05.2024, 11:35

Меню сайта
Методическая копилка
Обучающимся
Электронный журнал

ГИС "Образование Югры"
Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 2
Пользователей: 1
tanja
Погода



TestEdu v1.21 - 2018 год ЕГЭ-2022. Средства выразительности № 2
Задание 26. Средства выразительности Ответ запишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
Русский язык 11 класс   |    Вопросов: 4  
Вопрос № 1

Прочитайте текст и фрагмент рецензии. В них рассматриваются языковые особенности текстов. Некоторые термины, использованные в рецензиях, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.
(1)Это случилось 28 мая. (2)После уроков мы с Санькой Большаковым пошли на речку. (3)Там, возле громадного валуна, похожего на закаменевшую мумию гигантского ящера, был совершён обряд. (4)Я поцарапал кожу на запястье, то же самое сделал Санька. (5)Мы приложились кровоточащими предплечьями друг к другу и громко сказали: "Ты мне брат". (6)Так мы с Санькой Большаковым стали братьями по крови.
(7)Следующей весной я сманил всех одноклассников искать сокровища сарматов. (8)Про сарматов я прочитал в какой-то исторической книжке. (9)Поскольку много веков назад они кочевали где-то в наших местах, то я резонно предположил, что они, чтобы не таскаться со своим добром, могли закопать где-нибудь возле нашего села часть своей богатой добычи. (10)Мой рассказ заинтересовал всех мальчишек, и мы, вооружившись надеждой и лопатами, дружно пошли искать клад. (11)Но путь на холмы преграждала речушка. (12)На берегах, точно выброшенные штормом корабли, возвышались громадные льдины, а вода была нестерпимо холодной. (13)Все мои друзья речку как-то одолели, а у меня мужества не хватило. (14)Меня подбадривали, уговаривали, смеялись, кричали, запугивали тем, что найдут клад и не станут со мной делиться, но это испытание было выше моих сил. (15)Тогда Большаков вернулся за мной, посадил на плечи и, проваливаясь в холодную тину по грудь, хрипя от натуги, перешёл на тот берег.
- (16)Большой, чего ты его таскаешь? (17)Он что, инвалид? - напустились на него одноклассники.
- (18)Мы с ним братья по крови! - ответил тот.
(19)Прошло двадцать четыре года. (20)Я торопился на юбилей нашего директора. (21)За мостом я увидел разбитую "пятёрку". (22)Слегка притормозил, чтобы понять, как можно было на ровном месте угодить в аварию. (23)Увидел водителя, присевшего на корточки возле смятого крыла. (24)Почему-то сразу узнал Большакова, хотя не видел его с самой школы.
- (25)Санёк, привет! (26)Ты как это влетел?
- (27)Тебя, наверное, Бог послал! (28)Вот ты мне как раз и поможешь! (29)Какая-то бабулька с узлами выскочила прямо перед самым носом.(30)Пришлось выруливать в заграждение. (31)Дотащишь?
(32)Я покачал головой.
- (33)Санёк, не могу! (34)У меня в машине сломан крюк для буксировки - буксировать нельзя. (35)Так что не обессудь…
- (36)Да ничего! (37)Я товарищу позвоню - отгонит. (38)Ты-то как?
- (39)Да кручусь, света не вижу. (40)Ты извини - опаздываю.
- (41)Увидимся ещё!
- (42)Удачи!
(43)Я помчался на праздничный вечер. (44)Вернувшись домой, кутаясь в одеяло, я ещё раз вспомнил встречу с Большаковым. (45)Память унесла меня в детство, на берег речки, к серому мшистому валуну. (46)Совершая обряд, я боялся повредить руку, поэтому слегка царапнул по коже, и ранка скоро зажила. (47)Зато Большаков руку свою не жалел, и на его предплечье остался длинный пунцовый шрам.
(48)На улице дул ветер, снег печально шелестел на стеклах, и этот тихий звук походил на слабый шёпот какого-то навсегда уходящего в небытие воспоминания.
(По Е. А. Лаптеву*)

"Чтобы воссоздать реальную обстановку, автор использует такое лексическое средство, как (А)_______ (например, "таскаться", "от натуги"). Такое синтаксическое средство, как (Б)_______ (в предложении 12), и такой троп, как (В)_______ (например, "шёпот воспоминания"), придают рассказу художественную выразительность. Такой приём, как (Г)____ (предложения 46-47), обретает символический смысл и позволяет противопоставить разные жизненные позиции героев".
Список терминов:
1) ряды однородных членов
2) книжные слова
3) сравнительный оборот
4) противопоставление
5) парцелляция
6) анафора
7) просторечные слова
8) метафора
9) риторические восклицания

Введите ответ:
Вопрос № 2

Прочитайте текст и фрагмент рецензии. В них рассматриваются языковые особенности текстов. Некоторые термины, использованные в рецензиях, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.
(1) Эти трое были живые, смешливые, острые на язык. (2)Разговор шёл о новых книгах. (3)Было приятно слышать, как эти ребята, молодые строители, показывали свой вкус, самостоятельность суждений. (4)Они знали стихи Булата Окуджавы, уже прочитали новый роман Габриэля Гарсии Маркеса. (5)Они были в курсе последних фильмов и премьер, которых я ещё не видел, и книжных новинок, о которых я ещё понятия не имел. (6)Они сидели передо мной в своих замызганных спецовках, но видны были их модные стрижки, слова они употребляли на уровне наивысшего образования, разговаривать с ними было трудно и интересно.
(7)Когда они ушли, я обернулся к прорабу и похвалил его ребят. (8)"Понравились ... а Ермаков, значит, не произвёл?" - сказал он как-то неприятно-насмешливо.
(9)Ермаков был плотник, с которым я разговаривал до этого, и Ермаков действительно "не произвёл". (10)Ничего он не читал, не видел, ни к чему не стремился. (11) Был он, очевидно, из тех забойщиков "козла", что часами стучат во дворах или режутся в карты.
(12)Так-то оно так, и прораб согласно качал головой. (13)Однако, к вашему сведению, Ермаков - золотой человек, один из самых честных и добросовестных работников. (14)Тот, на кого можно положиться в любой ситуации, сердечный, отзывчивый человек, работу которого, кстати, можно никогда не проверять. (15)Не то что эти молодцы, тяп-ляп, кое-как, лишь бы скорее. (16) Прораб говорил об этих троих с подчёркнутым пренебрежением, он был обижен за Ермакова, и мои оценки задели его несправедливостью. (17) Позднее я имел возможность проверить его слова. (18)Он был прав, удручающе прав...
(19)Годами не убывающая очередь стоит в Эрмитаж. (20)С утра до вечера его залы полны горожан и приезжих издалека. (21)Какая-то часть из приходящих сюда действительно что-то получит для себя, как-то взволнуется произведениями великих мастеров, но сколько зайдёт сюда, чтобы отметиться, чтобы сказать, что был в Эрмитаже, для престижа, сколько из них скользят равнодушно-спокойным взглядом, запоминая, чтобы знать! (22)Ермаков, тот вообще не был в Эрмитаже, и в Павловске не был, и в Пушкине. (23)Был в Петергофе, фонтаны смотрел. (24)Огромная культурно-художественная жизнь такого города, как Петербург, проходит мимо него. (25)Но, может быть, этот откровенный неинтерес более честен, чем формальное приобщение к культуре.
(По Д. Гранину)

"В тексте нет прямого ответа на вопрос, волнующий Д. Гранина. Однако хорошо видно отношение автора к героям. Так, троп - (А)_________ ("наивысшего образования" в предложении 6) - и приём - (Б)_________ ("не произвёл" в предложениях 8-9, "прав" в предложении 18) - помогают автору дать оценку молодым строителям. Дать плотнику Ермакову ёмкую характеристику помогает синтаксическое средство - (В)_________ (в предложениях 10, 13) - и троп - (Г)_________ ("сердечный человек")".
Список терминов:
1) лексический повтор
2) просторечие
3) диалектизм
4) литота
5) ряды однородных членов
6) эпитет
7) ирония
8) риторическое обращение
9) противопоставление

Введите ответ:
Вопрос № 3

Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.
(1)Трудное и запутанное дело - писательство. (2)Писатель должен не наблюдать жизнь, а жить в жизни, наблюдая её не снаружи, а изнутри. (3)Между тем обычная история жизни писателя такова: удалась ему вещь, обратил на себя внимание - и бросает прежнюю работу, и становится профессионалом. (4)И вот человек садится писать не тогда, когда ему что-то нужно сказать, а тогда, когда нужно платить за квартиру, шить жене пальто. (5)И на глазах свежий росточек таланта желтеет, сохнет. (6)И нет уж писателя. (7)Начинающий писатель, если он уважает свой талант и дорожит им, не должен "жить" литературой. (8)Чем угодно добывай средства к жизни, только не писательством. (9)Придёт время, и то же писательство самотёком начнет кормить тебя произведениями, написанными раньше.
(10)Не говорю уж об этом, но писатель, становясь профессионалом, сам вырывает себя из жизни. (11)Обычная теперь для него среда - товарищи писатели, заседания секций, ресторанчики, клуб писателей. (12)Варка в собственном соку. (13)А потом куда-нибудь выезжает, ходит с блокнотом и "набирает материал".
(14)Нужно в жизни жить, работать - инженером, врачом, педагогом, рабочим.
(15)- Хорошо, а когда же тогда писать? - спросите вы.
(16)- Когда? (17)После работы. (18)В дни отдыха. (19)В месяц отпуска, - отвечу я.
(20)- Много ли тогда напишешь?
(21)- И очень хорошо, что немного. (22)Всё, что тогда напишется, будет полноценно, нужно. (23)А так, по совести сказать, взять почти у каждого писателя полное собрание его сочинений - много ли потеряет литература, если выбросить из неё три четверти написанного?
(24)Я замечал на себе в начале литературной работы: каждый успех снижает требовательность к себе, с каждым успехом начинаешь писать "легко". (25)И как в это время бывает полезен жестокий щелчок - отказ редакции, суровая встреча критики!..
(26)Просите, товарищи, судьбу, чтоб она была к вам построже и позлее. (27)И тогда мы наверняка узнаем настоящего писателя.

"С первых фраз В. Вересаев вводит читателей в круг проблемы.Размышляя о настоящем писателе, он во втором предложении использует (А)_____ ("не наблюдать, ...а жить"). Автор подчёркивает, что если писатель будет вести себя по-другому, то "...свежий росточек таланта желтеет, сохнет". Этот троп - (Б)_____ усиливает впечатление от прочитанного. (В)_____ (предложения 15-23) делает текст живым. Такое синтаксическое средство, как (Г)_____ (предложения 11, 13) помогают автору убедить читателя в правильности высказанного тезиса".
Список терминов:
1) контекстные антонимы
2) сравнительный оборот
3) фразеологизм
4) анафора
5) развёрнутая метафора
6) общественно-политическая лексика
7) вопросно-ответная форма изложения
8) цитирование
9) ряды однородных членов

Введите ответ:
Вопрос № 4

Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.
(1)Какое же зеркало жизни наш язык! (2)Нет, он поистине велик, оставаясь и поныне свободным, правдивым. (3)Всё приемлет, на всё отзывается, как пушкинское эхо, больше того - он вберёт и чужестранные слова и научит их плодить новые формы (не клонировать!) от устаревших и заёмных слов. (4)Беда только, что всё это идёт порой в безобразном, безграмотном смешении.
(5)Так, за короткий срок сумели обрусеть и даже размежеваться по значению такие привычные в среде спорта слова, как "фанатик" и "фанат", а теперь и "фан", и даже религиозный фанатизм приобретает иную окраску. (6)Были когда-то "поклонники", даже "клакёры" (франц.) театральные, а теперь фанатики размежевались с "фанатами". (7)Есть ещё футбольные фанаты (не "болельщики"), эстрадные.
(8)Даже старомодное "приватный", когда-то редко встречаемое в обыденной речи, в словаре В. Даля толкуемое как "частный", "личный", "особенный", "домашний" ("приват-доцент", "приватная беседа"), мы сумели так национализировать, что слово "приватизация" даже в бытовом, всегда чутком на оттенки языке приобрело пренебрежительное звучание, став "приХватизацией". (9)А ведь известно, что слово, герой, явление, попавшие в народный язык, в фольклор, анекдот, становятся уже "нашими", "свойскими", как остроумные словечки из фильмов Данелия, Рязанова, Гайдая.
(10)Всюду языковое разноцветье. (11)Какое поле для наблюдения лингвистов, литераторов, актёров! (12)Но как необычно, одухотворённо звучат в нашей сверхделовой речи старинные слова, которые ушли временно, но живут на страницах классиков и ждут светлых дней.
(13)Ни в коем случае не стоит закрывать глаза на то, что, кроме иноязычных слов, нас захлёстывает и уголовная лексика. (14)Откуда пришли эти "крутые", "прикольные", "крыши", "клёвые"? (15)Их источник ясен. (16)Но почему они расцветают среди вполне приличной молодежи, звучат с экрана, пестрят в печати?
(17)Этот разговор может продолжить каждый, кто радеет за наш язык. (18)Он ведь и сейчас "великий, могучий, правдивый и свободный". (19)Только портим его мы сами, забывая о том, что он живой, поэтому не надо обижать его пошлостью, чужим сором, ненормативной лексикой, канцелярскими изысками, несовместимой мешаниной.

"Речь автора текста особенно эмоциональна, когда речь идёт о красоте и богатстве русского языка. Это подчёркивает такое синтаксическое средство выразительности, как (А)_______ (предложения 1, 11), а такой приём, как (Б)_______ ("всё приемлет, на всё отзывается"), и такие лексические средства, как (В)_______?("сверхделовой" в предложении 12) и (Г)_______ ("великий, могучий, правдивый и свободный" в предложении?18), делают речь экспрессивной, образной и позволяют глубже понять авторскую позицию".
Список терминов:
1) эпитет
2) диалектизм
3) лексический повтор
4) индивидуально-авторские слова
5) литота
6) парцелляция
7) просторечное слово
8) фразеологизм
9) риторическое восклицание

Введите ответ:
.

Вход на сайт

Поиск
Алексеева Т.Н.
***
Душа ребенка – чистая слеза
В ней и тепло, и свет, и откровенье
А искренность, доверчивость в глазах
И ожиданье доброго общенья.
Но чтобы душу детскую понять
При этом не поранить , не обидеть
Как много сил нам надо отдавать
И чутким быть, и многое предвидеть
Международный конкурс
Всероссийский конкурс
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Друзья сайта
Официальный блог
Сообщество uCoz
База знаний uCoz
Наш опрос
Оцените мой сайт

Всего ответов: 648

Кто посетил сайт?

Всего ответов: 669



Copyright MyCorp © 2012 - 2024