Главная | Регистрация | Вход | RSS | Понедельник, 06.05.2024, 18:10 |
Приветствую Вас Гость |
|
Н.А. Некрасов «Крестьянские дети» Видеоурок. «Крестьянские дети» Пейзажи 1. Какую тему Н.А. Некрасов считал главной в своем творчестве? 2. Какие произведения писателя вам уже знакомы? История создания стихотворения «Крестьянские дети» История создания произведения тесно связана с детством Н.А. Некрасова. Писатель рос вместе с детьми крепостных крестьян в окружении удивительной природы. Поэт вспоминал, что его друзья относились к нему как к обычному мальчишке, с которым можно ходит в лес за грибами, плавать в реке и устраивать кулачные бои. Именно в этот период своей жизни Н.А. Некрасов был по-настоящему свободным и до конца жизни остался благодарен деревенским ребятишкам за то, что они научили его различным крестьянским премудростям. Повзрослев, поэт часто приезжал в имение поохотиться и порыбачить. И каждый раз не мог отказать себе в удовольствии понаблюдать за сельской детворой, которая проявляла к нему не меньший интерес. После одной из таких поездок родилось стихотворение «Крестьянские дети». Это произведение о детях, выросших на воле, на природе, со своими радостями и трудностями. Произведение вышло в свет в 1861 году, в год отмены крепостного права. Анализ стихотворения По жанру «Крестьянские дети» – стихотворение или небольшая поэма, отражающая чувства автора и его личное отношение к героям. Поэма – повествовательное произведение в стихах, обычно на историческую или легендарную тему. Сюжет произведения прост, он привлекает яркостью красок. Стихотворение мы можем мысленно разделить на несколько частей: 1. Возвращение охотника в родную деревню 2. Встреча с деревенскими ребятишками 3. Воспоминания охотника о детстве 4. Раздумья о детском труде 5. Встреча с Власом 6. Представление Фингала для деревенских зрителей 7. Разлука с крестьянскими детьми Тема произведения – жизнь крестьянских ребятишек. Идея произведения: несмотря на то, что детство у крестьянских детей весёлое, полное ярких впечатлений, их все равно ждёт тяжёлая жизнь. Детство – то недолгое время, когда крестьянские ребятишки чувствуют себя счастливыми, свободными, даже труд им в радость. В первых строках герой-охотник радуется возвращению в родные края. Местные дети рассматривают незнакомого барина с любопытством. Все серые, карие, синие глазки – Смешались, как в поле цветы. В них столько покоя, свободы и ласки, В них столько святой доброты! Изображение разговора ребят между собой убеждает в том, что Н.А. Некрасов относится к крестьянским детям с любовью, нежностью и умилением. Его восхищает их непосредственность и искренность, любопытство и наблюдательность. Герои поэмы растут свободолюбивыми и независимыми. Они обладают смекалкой, наделены житейской мудростью и рассудительны не по годам, умеют радоваться простым вещам. Речь детей передана точно: она проста, но характерна для каждого из героев. Стихотворение богато диалектными выражениями и просторечиями. Диалект – язык общения между людьми, связанными одной территорией. Просторечия – слова массовой разговорной речи, используемые в литературном языке как стилистическое средство для придания речи шутливого, пренебрежительного, иронического, грубоватого и т. п. оттенка. Обратимся к толкованию диалектных и устаревших слов, без знания которых невозможно понять поэму: Вирши – стихи Вереница[/def] – ряд одинаковых предметов, расположенных один за другим Мякина – остатки колосьев Застить – заслонять Оскома – ощущение вязкости и кислоты во рту Вестимо – конечно, разумеется Чухонцы – сани без кузова для перевозки дров Узда – часть снаряжения и упряжи, надеваемая на голову лошади и предназначенная для управления животными Нега – нежность Наипаче – тем более Потрафлять – угождать Рига – постройка для сушки снопов Пегонький (пегий) конь – с большими пятнами Дали стречка – дали стрекача (убежали) Матка колотит белье – стирает (способ стирки: мокрое белье колотили вальком или палкой) Жизнь крестьянских детей разнообразна, наполнена красочными событиями, но вместе с тем и тяжела. Их рано приучают к труду, учат выполнять свои обязанности по дому. Герой предаётся воспоминаниям о детстве, об играх с крестьянской ребятнёй, рассуждает о нелёгком детском труде. Примером этого является 6-летний «мужичок» Влас, который гордится тем, что выполняет такую важную работу как перевозка дров. Поэт называет его «мужичок с ноготок», так как маленький мальчик одет в «большие сапоги и рукавицы». Такой художественный прием называется лито́та. Лито́та – средство выразительности, построенное на преуменьшении значения, размера, силы изображаемого предмета; противоположно гиперболе. «Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более напёрстка…» Мальчик похож на взрослого мужчину и внешним видом, и манерой говорить: — А что, у отца-то большая семья? «Семья-то большая, да два человека Всего мужиков-то: отец мой да я…» — Так вон оно что! А как звать тебя? — «Власом». — А кой-тебе годик? — «Шестой миновал… В этом эпизоде Н.А. Некрасов рисует картину жизни крестьянского ребёнка, который уже так рано умеет управляться повозкой, отвозя дрова, чтобы обогревать дом. С ранних лет ребёнок из крестьянской семьи ХIХ века приучался ко взрослому труду. К мальчикам как к будущим кормильцам семьи требования были выше, чем к девочкам. Уже в 6 лет мальчик мог помогать укладывать сено и солому в стога, рыбачить, ездить верхом, собирать хворост. С 9 лет ребята привлекались для помощи отцу в изготовлении мебели, упряжи и других необходимых в хозяйстве вещей. В 11-12 лет мальчику уже поручали пахать отдельный кусок земли. Однако девочек также сызмальства приучали к работе по хозяйству. С ранних лет девочка уже умела доить корову, шить, ткать на прялке, готовить несложную еду, следить за младшими братьями и сёстрами, за домашней птицей и скотиной. В 10 лет девочку могли отдать в няньки. Дети всегда остаются детьми, и Н.А. Некрасов понимает это, поэтизируя крестьянское детство: «Играйте же, дети! Растите на воле! На то вам и красное детство дано». Но поэт тревожится за судьбу героев. Это произведение о связи русского человека с родной землёй. Контрольные вопросы 1. Какую тему Н.А. Некрасов поднимает в стихотворении «Крестьянские дети»? 2. Как можно описать жизнь крестьянских детей в России XIX века? 3. Как автор относится к героям своего произведения? |
|
Copyright MyCorp © 2012 - 2024 |