Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 26.04.2024, 11:37

Меню сайта
Методическая копилка
Обучающимся
Электронный журнал

ГИС "Образование Югры"
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Погода


Лирика Н.А.Заболоцкого




Анализ стихотворения «Я не ищу гармонии в природе»

     Стихотворение написано в 1947 году, когда Николай Заболоцкий, только недавно вернувшийся из сталинских лагерей (поэт провел там пять лет) искал философскую основу для своих произведений. Утратив прежние ориентиры, он обращается к теме природы, но, в отличие от классиков литературы, подходит к ней совсем не романтически.
     Стихотворение посвящено природе, а именно, ее материнскому началу. Поэт рассматривает ее как неразумную мать, которая при этом искренне любит своего ребенка. Она не знает, куда использовать свою дикую силу, но сын – то есть человек, может помочь. Самое главное – не насиловать ее суть, а идти к сосуществованию, к гармонии. Такова основная мысль стиха.
     Несмотря на то, что Заболоцкий рассматривает одну и ту же идею, в произведении она раскрывается с трех разных сторон, что и обусловливает трехчастное композиционное деление.
В первой части поэт раскрывает мысль о том, почему именно он не ищет в природе гармоничного начала: по его мнению, сама суть окружающего мира, исключая то, что создано человеческими руками, дисгармонична.
     Однако вторая часть несколько противоречит первой – в ней описывается природа в момент покоя, когда она засыпает, готовится к тому, чтобы все успокоилось и погрузилось в сладкую дрему.
    И в третьей части поэт рассматривает ее как мать человечества – да, это дикая сила, но дикость и самой ей не мила. Она мечтает о мире, где технологии будут направлять ее в русло гармонии, при этом не изменяя ее суть.
     Это произведение – классический пример философской лирики, в нем Заболоцкий рассуждает о смысле своего творчества, ищет темы, к которым он мог бы обратиться. Для него такие рассуждения были особенно актуальны, ведь ему приходилось искать свой поэтический путь в сложной личной ситуации.
     Пятистопный ямб с пиррихием, который поэт использовал при создании стихотворения, делает его простым и ритмичным.

Средства выразительности
     Автор использует тропы, чтобы более ясно выразить основную мысль. Так, основные художественные средства в произведении – это: эпитеты – "ясный небосвод”, "ожесточенное пение”, "слепая ночь”, "тяжкий труд”, "человечья боль”, "дикая свобода”. Метафоры – "не слышит сердце”, "пение ветров”, "сияньем немощным объята”, "полусон изнеможенья”, "налитые током провода".
     Все они работают на более глубокое раскрытие темы.

Анализ стихотворения «О красоте человеческих лиц»

     Произведение написано в период оттепели, когда многие писатели и поэты, в том числе Заболоцкий, испытывали творческий подъем. Датируется произведение 1955 годом, когда поэт поддерживал деятельность "Объединения реального искусства”. Заболоцкий исповедовал принципы реалистичной традиции в литературе и писал такие произведения, которые были бы понятны даже детям. Этому помогало его педагогическое образование.
     Стих посвящен не просто описанию человеческих лиц: поэт говорит о том, что на них буквально "написаны” характер, жизненный путь, наклонности. И если уметь анализировать "написанное”, можно узнать о человеке гораздо больше, чем он о себе рассказывает. Заболоцкий использует метафору со знаниями не просто для красоты слога, ведь жизнь – это тот же дом и каждый человек строит ее по-своему.
     При этом он также отмечает, что красота лица не должна становиться приоритетом при оценке человека, ведь главное – это душа, которую можно в этом лице разглядеть.
     Произведение имеет одночастную композицию. С первой строфы поэт описывает разные лица-здания, сначала проводя аналогию, а после – делая вывод. Такой принцип построения упрощает для читателя понимание вложенной идеи. В основном каждому лицу-зданию автор уделяет по две строки – и тем важнее в композиционном смысле последние две строфы, посвященные неказистой снаружи и прекрасной внутри "хижине” и лицам, которые напоминают автору "ликующие песни”.
     При этом поэт использует принцип нарастающей эмоциональности, когда в конце он выражает мысль о том, что мир прекрасен. И прекрасных людей в нем тоже много, если не полениться и отыскать их.
     Заболоцкий часто обращался к такому жанру, как философская лирика. Именно он позволял ему рассматривать волнующие проблемы всесторонне и глубоко. К этому жанру относится и стихотворение "О красоте человеческих лиц”.
     Оно написано четырехстопным амфибрахием, который передает раздумчивость произведения, придает ему характер размеренного рассуждения.

Средства выразительности
     Стихотворение "О красоте человеческих лиц” богато разнообразными выразительными средствами, каждое из которых играет свою роль. Заболоцкий использует: эпитеты – "пышные порталы”, "жалкие лачуги”, "мертвые лица”, "ликующие песни”; метафоры – "струится дыханье весеннего дня”, "мертвые лица закрыты решетками”, "малую хижину знал я когда-то”; сравнения – "словно темница”, "как солнце сияющих нот”, "другие – как башни”; анафора – "есть лица”.
     По сути, все произведение – это композиция из развернутых метафор, помогающих понять мысль автора. Он использует образы для того, чтобы донести до читателя свою идею, а рефрен "есть лица” не только отделяет одну метафору от другой, но и подчеркивает тему стихотворения. Анафора также позволяет сделать схему раскрытия образов единой.
     Сравнения позволяют Заболоцкому показать, как различаются человеческие лица, какими разными они могут быть. И как важно при этом смотреть не на внешнее, а в душу – через глаза-окна.

Анализ стихотворения «Можжевеловый куст»

     История создания произведения связана с любовной драмой, разыгравшейся в семье Заболоцких. После очередного скандала с мужем Екатерина Васильевна ушла к другому мужчине. Поэт тяжело переживал это событие. Оказалось, брак распался не навсегда. Супруга вернулась к Заболоцкому. Это стало толчком для создания любовных произведений, среди которых и «Можжевеловый куст», написанный в 1957 г.
     В центре произведения темы любви и боли, которую причиняет нежное чувство. Автор тесно переплетает эти, традиционные для литературы, мотивы с пейзажными. Система образов стихотворения оригинальная: лирический герой, его возлюбленная и можжевеловой куст.
     В первых строках лирический герой признается, что ему приснился можжевеловой куст. Мужчина издалека услышал звон его ягод, и металлический звук пришелся ему по душе. Во сне герой ощутил запах смолы. Он захотел отогнуть ветви куста и замер: стволы напоминали улыбку любимой.
     Постепенно лирический герой окунается в мысли о возлюбленной. Он вспоминает ее лепет и «изменчивые» губы. Нетрудно догадаться, что отношения с женщиной принесли герою разочарование и боль. Ее лепет оказался иглой, которая поражает насмерть.
     Четвертый катрен контрастный по настроению. В нем лирический герой рассказывает об облаках за окном, видимо, их он увидел после пробуждения. Небо, кажется, кричит, что нужно жить дальше, облетевший садик напоминает о былом. Образ сада в анализируемом произведении символизирует душу героя.
     В последних стихах мужчина обращается к можжевеловому кусту, говоря, что его простит Бог. На самом деле, адресатом этих слов является любимая женщина.
     В стихотворении реализуется идея о том, что любовь приносит не только радость. Она может тяжело ранить, но нужно уметь прощать родному человеку.
    Стихотворение делится на смысловые части: описание можжевелового куста и рассказ об улыбке любимой, лепетании ее уст. Обе части тесно переплетаются между собой. Формально произведение состоит из четырех катренов.
     Жанр стихотворения – элегия, так как в нем преобладают пейзажные и портретные зарисовки, наполненные переживаниями лирического героя. В строках преобладает грустное настроение.    Стихотворный размер – четырехстопный анапест. В тексте использована параллельная рифмовка ААВВ.

Средства выразительности
     В раскрытии темы важную роль играют средства выразительности. Они же позволили автору создать оригинальные образы можжевелового куста и любимой.
В каждую строфу поэт вплетает метафоры: «аметистовых ягод услышал я звон», «я заметил во мраке древесных ветвей чуть живое подобье улыбки твоей», «остывающий лепет изменчивых уст». Эпитеты дополняют образы, воспроизводят эмоции лирического «Я»: «металлический хруст», «невысокие эти стволы», «древесные ветви», «легкий лепет», «смертоносная игла», «золотые облака», «садик безжизнен и пуст». Сравнений в тексте нет.







Вход на сайт

Поиск
Алексеева Т.Н.
***
Душа ребенка – чистая слеза
В ней и тепло, и свет, и откровенье
А искренность, доверчивость в глазах
И ожиданье доброго общенья.
Но чтобы душу детскую понять
При этом не поранить , не обидеть
Как много сил нам надо отдавать
И чутким быть, и многое предвидеть
Международный конкурс
Всероссийский конкурс
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Друзья сайта
Официальный блог
Сообщество uCoz
База знаний uCoz
Наш опрос
Оцените мой сайт

Всего ответов: 638

Кто посетил сайт?

Всего ответов: 659



Copyright MyCorp © 2012 - 2024